Дело Рокфеллера


Основатель Standard Oil Джон Рокфеллер не любил конкуренцию. Он считал ее проявлением хаоса. Главным способом борьбы с хаосом была скупка конкурирующих компаний. Главным оружием – искусственное снижение цен. Ради победы над хаосом Рокфеллер не стеснялся прибегать к подкупу, шантажу и насилию. Придумывал хитрые финансовые схемы – например, там, где рядовые производители нефти получали скидки на транспортировку, Standard Oil добивалась от железнодорожников “уступок”. “Конкурирующая фирма могла платить перевозчику $1 за баррель нефти, доставленной в Нью-Йорк, а железнодорожная компания, обернув эти деньги, выплачивала 25 центов с этого доллара ее конкуренту – Standard Oil”, – рассказывает Дэниел Ергин в книге “Добыча”. К 1882 г. Standard Oil контролировала 90% рынка добычи, переработки и транспортировки нефти.

Газеты называли Рокфеллера автократом и вором. Standard Oil постоянно была объектом расследований. В 1870, 1872 и 1876 гг. ее деятельность расследовали специальные комиссии конгресса США, в 1879 г. – власти штатов Пенсильвания, Нью-Йорк и Огайо. Без заметных последствий.

2 июля 1890 г. президент США подписал антитрестовский закон Шермана, запрещающий “препятствование свободной торговле между штатами или с иностранными государствами”, а также “монополизацию или попытку монополизации такой торговли”. “Жители США опасались, что, избавив страну от человеческого рабства, они попадут в рабство к крупным корпорациям”, – объяснял тогда судья Верховного суда Харлан. Генпрокурор США Дэвид Уотсон начал против компании Рокфеллера судебное разбирательство. Но и оно закончилось ничем.

Хотя антитрестовский закон не был лишен недостатков – в частности, в нем отсутствовали понятия “монополии” и “траста”, дело было не в этом. Любую попытку помешать Standard Oil обрекало на провал отсутствие политической воли. Рокфеллер контролировал не только нефтяную отрасль, но и банки, судебную и законодательную власть. “Законодатели приходят к нам и просят пожертвовать на избирательную кампанию, а когда вносится законопроект, противоречащий нашим интересам, мы идем к их лидеру и просим его позаботиться о нас”, – приводит слова одного из руководителей Standard Oil Дэниел Ергин.

Политическая воля появилась, когда в 1901 г. президентом стал Теодор Рузвельт. “Пытаться остановить процесс укрупнения бизнеса законодательными средствами – все равно что законами бороться с наводнениями на Миссисипи, – говорил Рузвельт и добавлял: – Но мы можем регулировать и контролировать этот процесс с помощью дамб”. Руководство Standard Oil президент прямо называл “крупнейшими преступниками в стране”. Рузвельт назначил несколько видных противников монополий в Верховный суд и в суды низших инстанций, а в ноябре 1906 г. правительство США подало в суд на Standard Oil за нарушение закона Шермана. Через три года суд вынес обвинительный приговор, предписав признать монополию Standard Oil на нефтяном рынке незаконной и расчленить компанию. Standard Oil подала апелляцию в Верховный суд. В 1911 г., т. е. еще два года спустя, он огласил свой вердикт. Standard Oil использовала свой статус монополиста для выживания конкурентов с рынка, занижала цены и прибегала к другим незаконным методам борьбы. Во избежание дальнейших нарушений корпорация должна быть разделена на 34 компании. Так, спустя 21 год после принятия антитрестовского закона была разрушена монополия Рокфеллера.