Чистый воздух продаст государство


Российские предприятия выбрасывают 2,1 млрд т парниковых газов в год, загрязняя атмосферу на 30% меньше, чем в 1990 г. (3 млрд т). Поскольку за базовый уровень выбросов Киотское соглашение принимает 1990 год, разность между нынешними и тогдашними выбросами Россия могла бы продавать странам, которые выбрасывают в атмосферу больше допустимого. Право продавать у России будет в 2008–2012 гг., но только пока разница между “оптимальными” и нынешними выбросами не уменьшится до 10% (пока Россия не будет выбрасывать больше 2,7 млрд т).

В конце 2004 г., когда Россия присоединилась к протоколу, Всемирный банк сулил ей миллиардные (в долларах) доходы от продажи квот, которые с большим запасом компенсируют убыток от снижения мирового спроса на топливо благодаря росту энергоэффективности. При средней цене выбросов $5–7 за 1 т (по такой цене свежий воздух продают Китай и страны Восточной Европы) выручка России за пять лет составила бы $22,5–31,5 млрд, подсчитывает координатор климатической программы WWF России Алексей Кокорин.

Продавцом квот теоретически может выступать и государство, и бизнес – в рамках “проектов совместного осуществления” (когда компания из развитой страны, заинтересованная в снижении выбросов, инвестирует в проект другой развитой страны, снижающий выбросы, а полученную “экономию” засчитывает себе). Но для этого Россия должна к 2007 г. инвентаризировать выбросы по международным стандартам. В противном случае страна сможет ежегодно, независимо от размера резерва, продавать не более 10% от нормы 1990 г. (300 млн т), а за пять лет – 1,5 млрд т. Доход в этом случае не превысит $7,5–10,5 млрд. Однако правительство не спешит с инвентаризацией.

Более того, как стало известно “Ведомостям”, чиновники могут еще больше сократить объем квот на продажу. Минэкономразвития разработало проект постановления правительства, ограничивающий торговлю углекислым газом в рамках проектов, в которых может участвовать бизнес, 300 млн т на все пять лет, т. е. впятеро. Об этом проекте рассказали чиновники Минэкономразвития, Минприроды и Минпромэнерго. Если проект принять, заработать российские компании смогут не более $1,5–2,1 млрд. Китай, по данным Всемирного банка, только за 2005 г. продал квот на $6,6 млрд, а за январь – март 2006 г. – на $4,9 млрд.

Невыбранную часть квоты – как минимум 1,2 млрд т из 1,5 млрд – России, возможно, удастся продать после 2012 г., говорит начальник отдела Минэкономразвития Олег Плужников. Дополнительное ограничение он объясняет необходимостью “создать дополнительные гарантии соблюдения количественных обязательств по Киотскому протоколу, а также нежеланием обвалить рынок из-за возможного гигантского предложения”. Кокорин уверен, что такая квота позволит отобрать лишь самые эффективные проекты.

Однако из-за ускорения промышленного роста выбросы в стране могут увеличиться и свободных 300 млн т к 2012 г. не останется, опасается замдиректора департамента Минприроды Амирхан Амирханов. Не удовлетворяют аргументы Минэкономразвития и директора Центра экологических инвестиций Михаила Юлкина: “Как мы сможем обрушить рынок, если спрос существенно превышает предложение? Одни только европейские компании готовы купить 2 млрд т. А увеличение выбросов нам не грозит, ведь проекты направлены как раз на их снижение”. Да и покупателей на оставшуюся, государственную часть квот в будущем может не найтись, добавляет он.

Российские компании могли бы подготовить проекты как раз на 300 млн т, оппонирует скептикам гендиректор Энергетического углеродного фонда РАО ЕЭС Андрей Горьков. Энергомонополия, на долю которой приходится треть российских выбросов, подготовит проекты на 60 млн т (снизив выбросы в отрасли на 15%). Еще 20–25 млн т “оттянет” на себя “Газпром”: именно на столько монополия планирует сократить выбросы за пять лет, сообщил сотрудник компании.

Большинство российских компаний еще не взялись за подготовку “киотских” проектов из-за отсутствия законодательной базы. Подготовка документации стоит порядка 70 000 евро, а риск, связанный с реализацией проектов, очень велик, говорит Горьков. “Северсталь”, по словам сотрудника компании, подключится к процессу только после принятия необходимых нормативных актов. Пока государство не разработало даже методику учета и фиксирования парниковых газов, поэтому предприятия не могут измерить их снижение и договариваться с зарубежными партнерами, говорит директор по стратегическому развитию Архангельского ЦБК Наталья Пинягина. Планирует участвовать в программе сокращения выбросов и “Евраз Групп”, но конкретные параметры проектов пока только изучаются, говорит сотрудник компании.

Времени, однако, остается очень мало, предупреждает председатель комитета совместных проектов Сергей Рогинко. К 2008 г. проекты должны уже приносить отдачу, а на поиск инвесторов, утверждение проектов и реализацию их “в металле” уйдет как минимум полтора года. Вряд ли удастся продать больше 250 млн т чистого воздуха, говорит Рогинко. Но если бы правительство было расторопнее и не ограничивало продажу, компании смогли бы продать вчетверо больше воздуха, замечает представитель одной из компаний.