“Газпром нефть” заправит Киргизию


Президент “Газпром нефти” и заместитель правления “Газпрома” Александр Рязанов сообщил вчера на брифинге, что его компания купила более 100 АЗС в Киргизии. Точное количество приобретенных заправок он не назвал. По его словам, АЗС обошлись “Газпром нефти” в $99 млн, при том что их рыночная цена – $125 млн. В результате этой сделки, по оценке топ-менеджера, компания будет контролировать 30% топливного рынка Киргизии и 70% рынка столичного региона республики. “Сейчас мы начинаем работать, и я считаю, что это нормальный проект, нормальный рынок, поскольку “Сибнефть” много поставляла топлива в Киргизию”, – сказал Рязанов.

Из российских компаний на розничном рынке нефтепродуктов в Киргизии работает лишь входящая в группу “Альянс” нефтяная компания “Альянс”. Ее дочернее предприятие “Мунай Мырза” владеет 41 АЗС в столице Бишкеке (55% от их общего количества в городе) и еще 27 станциями в других регионах страны. Оценить привлекательность киргизского рынка можно по показателям деятельности этой компании. Согласно ее отчетности на бишкекских заправках продается в среднем 9000 л нефтепродуктов в сутки, а на провинциальных – 2500 л.

“Мы проводили исследования рынков в относительно крупных российских городах с населением от 500 000 человек, – говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – Там среднесуточная реализация сопоставима с бишкекской – 6000–8000 л. И мы пришли к выводу, что развитие розничных сетей для крупных компаний в таких городах малоэффективно”. Продажи в размере 2500 л топлива в сутки он называет слишком низкими. При таких объемах АЗС вряд ли смогут работать рентабельно. Сергиенко затрудняется оценить киргизские заправки. Он лишь предположил, что их цена может быть сопоставима с барнаульскими. В этом городе совсем недавно прошла сделка по продаже 15 АЗС, и в среднем они ушли по $750 000 за каждую. В Москве же, по его словам, заправка стоит сейчас $3–5 млн, но здесь и реализация составляет в среднем 15 000 л в сутки.

Из российских компаний пионером и безусловным лидером в освоении зарубежных розничных рынков является “Лукойл”. Компания владеет примерно 3700 заправок в 17 странах, в том числе в СНГ, Балтии, Восточной Европе (Польша, Болгария, Венгрия, Сербия, Румыния, Кипр, Чехия) и США. Самая крупная зарубежная сеть у “Лукойла” – за океаном. Компании принадлежит там около 2000 станций, работающих под ее брендом “Лукойл”, Mobil и Getty. Кроме “Лукойла” за пределы России вышла ТНК-ВР. Она имеет крупную сеть АЗС на Украине. Там же активно работает и “Альянс”.