Край напуганных инвесторов


Масштабная коррекция на мировых фондовых рынках испугала многих. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за четыре недели (с 18 мая по 14 июня) нетто-отток из фондов акций развивающихся стран составил $13,4 млрд. В процентном выражении к общему объему активов это составляет 5,1% – такого крупного месячного оттока средств не было с 1995 г., когда EPFR стала собирать данные, сказал “Ведомостям” управляющий директор компании Брэд Дерхам (до 2001 г. EPFR составляла отчеты помесячно, затем – понедельно). EPFR отслеживает движение средств в 15 000 фондов акций и облигаций с активами $7 трлн.

С начала года до середины мая, когда началась коррекция, инвесторы вложили в фонды акций развивающихся стран $32,8 млрд (за весь 2005 год – $20,3 млрд). А средняя доля российских акций в портфелях глобальных фондов развивающихся рынков превысила 7% – впервые с образования российского фондового рынка в 1995 г. Оптимизм инвесторов был обусловлен быстрым ростом экономики и корпоративных прибылей в этих странах, многие из которых экспортируют растущие в цене сырьевые товары. Инвесторы легко вкладывали деньги в рискованные активы – благодаря центробанкам, обеспечившим высокий уровень ликвидности в глобальной финансовой системе, денег было много, и они были дешевы.

Однако ужесточение денежной политики, сопровождающееся резкими заявлениями руководителей центробанков, которые клянутся не допустить роста инфляции, ударило разом и по ликвидности, и по настроениям участников рынков. Инвесторы стали выходить из более рискованных активов, которые быстрее других росли в цене, отмечают в своем докладе эксперты Банка международных расчетов. Фиксация прибыли на одних рынках породила неуверенность в том, что сохранятся полученные инвесторами доходы на других, провоцируя эффект домино.

Бегство инвесторов привело к падению индекса MSCI Emerging Markets на 20,4%, и он вернулся на уровень конца декабря 2005 г. Из столь популярных до недавнего времени фондов BRIC (работают на рынках Бразилии, России, Индии и Китая) вкладчики за последний месяц вывели $570,3 млн. А фонды, ориентированные на Россию, потеряли $894 млн после того, как привлекли с начала года $1,33 млрд. Впрочем, оставшиеся $436 млн “новых” денег – это 11,5% совокупных активов “русских” фондов, так что год можно считать весьма удачным, говорит Дерхам.

Масштабы коррекции и оттока средств, а также градус страха, охватившего инвесторов, заставляют некоторых аналитиков сравнивать нынешнее падение с прошлыми финансовыми кризисами. Повышение центробанками процентных ставок может столкнуть мировую экономику в рецессию, опасается Энди Се, главный экономист по Азии инвестбанка Morgan Stanley. Это сильно ударит по многим развивающимся странам, особенно тем, что имеют дефицит торгового баланса, таким как Индия и Турция. “Рынки, которые еще недавно стремительно росли, могут упасть еще на 50–70%”, – полагает он.

Однако сегодня развивающиеся страны находятся в гораздо лучшей форме, чем в конце 1990-х. Фундаментальные показатели остаются хорошими, отмечают в Банке международных расчетов: рост корпоративных прибылей превышает прогнозы, а число дефолтов упало до самого низкого уровня за последние годы. В 1998 г. лишь около 10% облигаций, включенных в индекс бондов развивающихся стран EMBI, имели инвестиционный рейтинг; сегодня этот показатель составляет 50%. Сарат Саткумара, управляющий фондом в State Street Global Advisors, готов начать покупать акции на развивающихся рынках, если они снизятся еще на 5–10%. (Использованы материалы WSJ.)