Не идите в баню


Несколько лет назад Дмитрий Ицкович, президент группы компаний “ОГИ”, вместе со своим давним приятелем Алексеем Кузнецовым пошел париться в Сандуновские бани. После парилки они поговорили “за жизнь”, вследствие чего у них родился совместный проект – открыть литературное кафе. Заведение назвали “Билингва”. По мнению Ицковича, то, что идея пришла именно в бане, не было случайностью. “Русская баня, – утверждает он, – это мужской клуб, где издавна решались вопросы бизнеса. Пусть здесь и не подписывают контрактов, зато иногда решают серьезные вопросы”. В 1997 г. известный предприниматель Олег Тиньков познакомился в сауне петербургского Grand Hotel Europe с пожилым греком – продавцом оборудования для производства равиоли. После этого разговора появилась идея его пельменного бизнеса (пельмени “Дарья”). Впрочем, пресс-секретарь Тинькова Оксана Григорова утверждает, что этот случай на практике был скорее исключением из правил: “Обычно деловые вопросы Тиньков в сауне или бане не решает”.

“Банные переговоры, насколько я знаю, расцвели в СССР еще в 1970-е, – вспоминает Александр Бубнов, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании “Сеть XXI”. – Ныне в столицах эта практика отмирает, в российских регионах это еще довольно развито. К примеру, у нас есть филиал в Пензе – там переговоры “без галстуков” предпочитают вести в бане. Недавно в бане мы решали проблемы и с нашими подмосковными партнерами”. По его мнению, переговоры в бане не ведут во многом еще и потому, что в столицах приходится часто общаться с иностранными партнерами: “Иностранных партнеров никто в сауну не везет – если он не из Казахстана или, скажем, Финляндии”.

“Для иностранцев вести переговоры в бане – нонсенс, – считает Кристофер Грэм, генеральный директор Education and Training International. – Это место слишком неудобно, интимно, что ли, для подобных целей”. Впрочем, для скандинавов – скажем, шведов или финнов – такая методика в порядке вещей, допускает Грэм. У каждой страны есть свои национальные традиции по ведению подобных переговоров. В США, говорит Грэм, большие сделки обсуждают за гольфом, в Британии предпочитают проводить переговоры в ресторанах или кафе, хотя, если речь идет об очень серьезной сделке и необходимо подчеркнуть, что твой деловой партнер очень важен, принято приглашать партнера по бизнесу домой и знакомить с семьей. “В Японии это невозможно, – говорит Грэм. – Там тебя никогда не позовут в гости, потому что дом японца обычно слишком мал для подобных целей. Деловые вопросы решаются в офисе либо в очень дорогих ресторанах”. В России баня считается лучшим местом для переговоров. Но для иностранца – по крайней мере для британца, француза, итальянца или немца – это неприемлемо. Скажем, немец может с удовольствием пойти в баню с друзьями, с семьей или, к примеру, со своей подружкой, но никак не с деловым партнером.

“Мы – наследники Римской империи. Они – нет, – объясняет разночтения с европейцами Ицкович. – В римских термах говорили о философии и политике”. Впрочем, финны также не согласны с Грэмом. “Переговоры в сауне действительно были раньше популярны у нас не меньше, чем у русских, но в последние десятилетия в бизнесе появилось много женщин, и традиция стала угасать”, – говорит Тарья Пайваринне, пресс-секретарь московского представительства финско-российской торговой палаты.

“Баня сегодня – это не территория принятия решений, – считает Бубнов. – И уже лет 20 она таковой не является. Центр тяжести сместился в рестораны”. Сегодня деловые вопросы чаще решаются за столом – в прямом смысле – переговоров, полагает он. Впрочем, это не исключает возможности обсудить дела за партией в теннис, как у европейцев, или даже за игрой в гольф, как у американцев.

Сегодня, по его мнению, эффективность банных переговоров высока, лишь когда в них принимают участие с люди старшего поколения, – приглашать в баню поговорить о делах человека моложе 35 лет не имеет смысла: “Если даже вы и пойдете с ним туда, может быть, узнаете о нем массу интересных вещей, но гарантирую – о делах он говорить не будет”. У нового поколения другой менталитет. Молодежь считает, что вести переговоры в бане означает и дел не решить, и удовольствия от отдыха не получить. С ним не согласен Дмитрий Ларев, руководитель отдела маркетинга и рекламы Сандуновских бань. “Люди приходят к нам очень разные – от известных бизнесменов и звезд политики до обычных студентов, – говорит он. – Насколько я знаю, деловые вопросы здесь решают нередко. Встречаются и большими компаниями, и тет-а-тет. Начинают еще в парилке, а продолжают за чашкой чая или кружкой пива”.

Впрочем, специалисты по бизнес-этикету говорят, что старая добрая русская традиция не лишена смысла и в наши дни. “Присказка о том, что в бане все равны, имеет свои основания, – говорит Мария Макарушкина, руководитель направления VIP-консультирования компании “Экопси Консалтинг”. – Вместе с дорогими галстуками и официальными костюмами переговорщики оставляют в раздевалке напряженный официальный тон. Жесткая официальная словесная борьба, которая могла быть еще час назад за столом переговоров, в бане сменяется дружеской беседой, где выявляются неочевидные причины и неоднозначные тонкости каждой из позиций”. “Но банные переговоры уходят в прошлое, – говорит Макарушкина. – Для столиц с их темпом жизни, жестким деловым стилем такая беседа кажется слишком интимной и медленной, да и иностранные партнеры нечасто понимают такой подход к бизнесу”. Зато в регионах банные переговоры в чести и вряд ли выйдут из моды в ближайшие годы.