Председатель Банка Японии отдаст треть зарплаты


Неделю назад в ответ на официальный запрос Цутоми Окубо, члена парламента от оппозиционной Демократической партии Японии, Фукуи признал, что в 1999 г. он инвестировал в фонд Мураками 10 млн иен ($87 300). Он рассказал, что еще “несколько месяцев назад” подал заявку на продажу своих акций и не собирается получать по ним доход. “Я никогда не работал в фонде и не получал никакого вознаграждения, – говорил Фукуи, – я даже не знаю размера своего дохода”. В фонд опального управляющего он инвестировал в 1999 г., когда не работал в Банке Японии. 70-летний Фукуи связан с ЦБ с 1958 г., но в его банковской карьере был перерыв – в 1998–2003 гг. он руководил аналитическим центром Fujitsu Research Institute.

В понедельник стало известно, что на конец 2005 г. средства Фукуи в фонде составляли 22,31 млн иен ($193 200). Правда, представители оппозиции утверждают, что рыночная стоимость принадлежащих Фукуи акций кораблестроительной Mitsui O.S.K. Lines, сталелитейной Nippon Steel, технологической Fujitsu, производителя соевых соусов Kikkoman и девелоперской Mitsui Fudosan – 34 млн иен. Вчера Фукуи снова пришлось выступать перед парламентским комитетом. Он публично извинился и выразил сожаление, что не вывел свои средства из фонда Мураками, когда стал председателем Банка Японии. “Если бы я задумался об этом более серьезно, то принял бы другое решение”, – отметил он.

Никаких законов Фукуи не нарушал. Хотя Банк Японии требует от председателя и членов совета директоров раскрывать информацию о совершаемых ими сделках с ценными бумагами и доходах, они не обязаны сообщать об инвестициях, сделанных до того, как получили должность в ЦБ. “[Фукуи] не нарушал закона о Банке Японии”, – заявил пресс-секретарь кабинета министров Синдзо Абэ.

Премьер-министр Японии Дзюнитиро Коидзуми председателя ЦБ поддерживает. “Он не сделал ничего предосудительного”, – заявил он на брифинге после заседания комитета. Срок полномочий Фукуи истекает в марте 2008 г., причем с поста председателя Банка Японии он может быть смещен только в случае предъявления уголовных обвинений или по состоянию здоровья. Правда, он может уйти в отставку добровольно – если его вынудит общественность.

Противники Фукуи главным образом говорят о репутационном ущербе. Отставки председателя Банка Японии требует лидер оппозиции Игиро Одзава, и рынок такую возможность рассматривает серьезно. Случившееся “идет во вред репутации Банка Японии, поэтому в худшем случае Фукуи могут заставить уйти в отставку”, написал в материалах для клиентов главный валютный аналитик Barclays Capital в Токио Тору Умэмото. На прошлой неделе агентство Kyodo провело соцопрос об отношении японцев к скандалу, и больше половины респондентов высказывались за отставку Фукуи.

Фукуи вчера сказал, что намерен оставаться на своем посту до 2008 г.: “Я бы хотел доработать свой срок, с искренностью принимая всю критику”. Коидзуми тоже убежден, что причин ставить вопрос об отставке председателя центробанка нет. Тем не менее Фукуи решил 30% своей зарплаты в течение шести месяцев отдавать в бюджет, а инвестированные средства вместе с накопленным по ним доходом раздать благотворительным организациям.

Инвестирование в фонд управляющего, имеющего проблемы с законом, бросает тень и на самого Фукуи. “Мураками, похоже, умел сближаться с влиятельными людьми, – говорит управляющий Fund Creation Тэрунобу Киносита, – а личные связи иногда помогают инвестициям”. Токийская прокуратура обвиняет Мураками в инсайде: в 2004–2005 гг. инвестор через свой фонд консолидировал 18% акций вещательной Nippon Broadcasting System (NBS), зная, что на ее крупный пакет также претендует интернет-конгломерат Livedoor (японские законы это запрещают).