Такси с крыльями


Аэрофлот” прекратил полеты по маршруту Нижний Новгород – Москва в феврале 2005 г. Представитель “Аэрофлота” в Нижнем Новгороде Александр Тихонов объясняет этот шаг убыточностью использования самолетов Ту-134 и Як-40 на коротких расстояниях. По его словам, “Аэрофлот” недавно подписал соглашение с КБ “Сухой” на поставку 30 новых самолетов регионального класса, которые планируется пустить на линии в 2008 г.

Планируется, что первоначально будут организованы авиаперелеты по маршрутам Москва – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Самара, Казань – Самара, Нижний Новгород – Казань. “Авиатакси будут летать по каждому из этих маршрутов ежедневно с фиксированной частотой полетов. В Ярославль полеты из Москвы начнут осуществляться в августе-сентябре”, – говорит Екатерина Матвеева, замдиректора департамента маркетинга “Авиа Менеджмент Груп”.

По словам руководителя проекта Dexter Евгения Андрачникова, стоимость перелета зависит от его протяженности: на дальние расстояния – 19 руб./км (Нижний – Самара, 525 км) и 23 руб./км – на близкие расстояния (Самара – Казань, 290 км). Полная стоимость перелета из Нижнего в Самару составит 10 600 руб., время в полете – 90 мин, а из Самары в Казань – 7400 руб. (55–60 мин). Возможны индивидуальные заказы, в этом случае маршрут и время вылета определяет заказчик. Зафрахтовать борт в один конец из Нижнего в Самару будет стоить 105 000 руб., а из Самары в Казань – 60 000 руб. В оба конца – 170 000 и 90 000 руб. соответственно, пояснил Андрачников. Регистрацию пассажиры такси будут проходить в VIP-залах аэропортов. По словам Матвеевой, так как рейсы не предполагают времени в пути более 100 мин, то предусмотрен бортовой набор без горячего питания, место для стюардессы в самолете не предусмотрено.

Авиатакси планировалось запустить еще в январе 2006 г., говорит коммерческий директор самарского аэропорта “Курумоч” Владимир Павлов. Руководитель Приволжского управления воздушного транспорта Минтранса РФ Виталий Логунов сообщил, что начало полетов было перенесено на более поздний срок, так как у компании не хватало самолетов. Но Андрачников заверяет, что компания не устанавливала жестких сроков, зато теперь собирается развивать маршрутную сеть быстрыми темпами: до конца года сетью перевозок будет охвачено уже 18 пар городов. Для этого придется увеличить парк: сейчас в компании шесть самолетов М-101Т, к концу 2006 г. их будет уже 15, а к июлю 2008 г. – 45.

“Сокол” готов произвести для проекта авиатакси Dexter необходимое количество самолетов, – говорит пресс-секретарь нижегородского завода Игорь Черниченко. – В настоящее время производство и передача самолетов осуществляется в соответствии с согласованным графиком”.

За исключением направлений Москва – Нижний Новгород и Казань – Нижний Новгород конкурентов в воздушном сообщении у авиатакси пока нет, считает Логунов. Региональные перевозки в ПФО сегодня остаются свободной нишей, а самым востребованным направлением будет Самара – Нижний Новгород, так как Нижний – столица ПФО, убежден чиновник.

По данным авиаперевозчиков, за 2005 г. по маршруту Нижний Новгород – Москва было перевезено 94 000 человек, из них на авиакомпанию S7 Airlines пришлось 45,6% пассажиров. Самолеты S7 – Ту-134 и Boeing 737 – совершают между Нижним Новгородом и Москвой 14 рейсов в неделю, стоимость перелета бизнес-классом в одну сторону – 12 680 руб., время полета – 65 мин.

“Если у Dexter будут регулярные рейсы, то он сможет составить конкуренцию нынешним перевозчикам по цене, но не очень большую, так как продукты все-таки разные”, – считает Илья Новохатский, пресс-секретарь S7 Group.

“Мы не рассчитываем на массы, не сравнивайте нас с плацкартом или автомобилем”, – говорит Андрачников. “Невыгодно использовать большой самолет на близкие расстояния, он просто не будет заполнен, а мы можем позволить себе загрузку даже в два-три человека”, – добавляет Матвеева.

Из Казани полеты в Нижний Новгород сегодня осуществляют авиакомпании “Татарстан” и “Сибавиатранс”, рассказал коммерческий директор аэропорта “Казань” Марат Альмухамедов. Пока “Татарстан” летает по маршруту Казань – Нижний раз в неделю, стоимость билета бизнес-класса в один конец – 3850 руб., время в пути на самолете на Ту-134 – 45 мин. На авиатакси будет спрос, рассчитывает Альмухамедов, другое дело, что “пока никакой рекламы и точного согласования расписания с нашим аэропортом не было, но мы готовы их принять и обслуживать”.

Екатерина Матвеева сообщила, что рекламный бюджет проекта – $2 млн, рекламная кампания начнется с июля 2006 г.

“Проект очень тяжелый, но он не является нереализуемым, – охарактеризовал Dexter генеральный директор Infomost Борис Рыбак. – Сложность заключается в организации грамотной продажи и позиционировании продукта”. Михаил Ганелин, аналитик “Центринвест груп”, уверен, что проект будет успешным, услугами будут пользоваться бизнесмены среднего уровня. “Рынок авиатакси в России пока вообще не существует, а в развитых и развивающихся странах он широко востребован”, – замечает он.