$34,5 млрд на журналы и развлечения


По оценке PwC, в 2005 г. на медиапродукцию и развлечения во всем мире было потрачено $1,329 трлн. К 2010 г. эта цифра увеличится на 26,4% до 1,832 трлн (среднегодовой прирост 6,6%), прогнозируют эксперты PwC.

Российская индустрия развлечений и СМИ в 2005 г. продемонстрировала самые высокие темпы роста в Европе, а в мировом масштабе уступила только Китаю. В 2005 г., по оценкам PwC, объем отечественного рынка развлечений и СМИ составил $16,6 млрд, что на 23,5% больше, чем в прошлом году. А к 2010 г. затраты потребителей на СМИ и развлечения составят $34,5 млрд, обещают аналитики PwC. Вместе с тем эксперты PwC наблюдают стагнацию медиарынка и индустрии развлечений: во всех его сегментах темпы роста заметно снижаются.

По основным сегментам рынка картина выглядит следующим образом. На покупку газет в прошлом году наши соотечественники потратили $1,068 млрд; при этом через пять лет эти затраты вырастут на 64,1% до $1,753 млрд. Однако темпы роста этого сегмента будут сокращаться – с 15,7% в 2005 г. до 8,3% в 2010 г., обещают эксперты PwC. На журналы в 2005 г. потребители потратили $863 млн; к 2010 г. подобные затраты вырастут на 89,4% до $1,635 млрд (темпы роста сократятся с 18,5% в 2005 г. до 10,5% в 2010 г.). На просмотр фильмов в кинотеатрах и домашнее видео россияне потратили $667 млн в 2005 г. К 2010 г. эти затраты возрастут на 69% до $1,131 млрд. Но и в этом сегменте темпы роста сократятся с 16% в 2005 г. до 9,7% в 2010 г. Судя по оценке PwC, Россия остается самой читающей страной в Европе. На книги в 2005 г. наши соотечественники потратили $1,749 млрд, а в 2010 г. потратят $2,057 млрд (темпы роста сократятся с 5% до 2,9%). Доходы телевидения в 2005–2010 гг. вырастут на 19,9% – с $1,924 млрд до $4,771 млрд. В этом сегменте эксперты также видят замедление темпов роста: если в 2005 г. по сравнению с 2004 г. доходы телевизионщиков увеличились на 33%, то в 2010 гг. (по отношению к 2009 г.) рост составит всего 12,5%.

Наиболее динамичным сегментом российского рынка традиционно считается Интернет. В 2005 г. по отношению к 2004 г. эксперты PwC зафиксировали 64,5%-ный рост объемов интернет-рекламы (в натуральных цифрах затраты на интернет-рекламу составили $51 млн). Впрочем, к 2010 г. эта цифра утроится – до $156 млн.

Вице-президент АКАР Владимир Евстафьев также считает, что прогнозы PwC относительно телевидения несколько занижены. “Стоимость контакта на телевидении до сих пор гораздо ниже, чем в Европе, и несмотря на то, что рекламное время на телеканалах сейчас сокращено, цены на рекламу продолжат расти”, – говорит он. По оценке Евстафьева, до 2010 г. ежегодный рост рынка телерекламы составит 20–30%. “Прогнозы по России представляются в целом вполне реалистичными и сопоставимы с данными отечественных экспертов”, – находит директор по инвестициям холдинга “Проф-Медиа” Сергей Тихонов. Но кроме телевидения исключением он считает Интернет. “По телевидению АКАР дает более высокие оценки по объемам рынка, и мы склонны считать их прогнозы более правильными. В том, что касается Интернета, есть вопросы и к оценке 2005 г., и к прогнозам на 2010 г., – отмечает он. – Цифра по рекламе в Интернете в 2005 г. представляется заниженной, если, конечно, PwC просто не упустила из виду контекстную рекламу”. Согласно официальным отчетам двух публичных компаний – РБК и “Рамблер” – они собрали на двоих в 2005 г. порядка $45 млн; соответственно, на всех остальных игроков Рунета приходится лишь $6 млн, или около 12% рынка, а это вряд ли возможно: в этих 12% “сидят” такие игроки как, например, “Яндекс” и Mail.ru, отмечает эксперт. По оценке Тихонова, объем рекламы в Интернете в 2005 г. составил $80–100 млн., а к 2010 г. вырастет до $700 млн.