Редкий снаряд долетит до Франции


До сих пор из старых членов НАТО, т. е. не входивших в Организацию Варшавского договора, российское вооружение для оснащения собственной армии покупала только Греция. С середины 1990-х гг. она закупала российские зенитно-ракетные комплексы Тор М-1, десантные корабли “Зубр” и другое вооружение общей суммой свыше $1 млрд, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Еще в 1990-е гг. были единичные сделки по поставке российских зенитно-ракетных комплексов С-300 и “Тунгуска”, а также бронетанковой техники в США и Великобританию. Но военные ведомства этих стран закупали российскую технику, чтобы проанализировать ее свойства и научиться бороться с нею, напоминает Пухов.

Как стало известно “Ведомостям” от источника в тульском Конструкторском бюро приборостроения (КБП), на финальной стадии находятся переговоры с минобороны Франции о поставке в эту страну 500 управляемых артиллерийских снарядов “Краснополь-М” на сумму около 27 млн евро. КБП обладает собственной лицензией на экспорт военной продукции, так что эта сделка будет заключена без участия госпосредника (“Рособоронэкспорта”), говорит источник, близкий к госэкспортеру вооружений.

Факт успешного проведения подтвердил и источник в минобороны Франции, он рассчитывает на скорое окончание переговоров. Поставки снарядов, по словам сотрудника одного из российских оборонных предприятий, могут начаться в 2007 г., а система подсветки цели лазерным лучом, по которому наводится снаряд, будет французского производства. “Краснополь” уже испытывался французскими военными в 2000 г., и все пять снарядов, выпущенных на полигоне из французской пушки, попали точно в цель, разрушив три танка, бетонный бункер и бетонную стену, напоминает российский оборонщик.

Научный редактор журнала “Экспорт вооружений” Михаил Барабанов говорит, что продажа “Краснополя” в страну с таким развитым военно-промышленным комплексом, как Франция, – это крупный успех российской оборонной промышленности. Альтернатива “Краснополю” на Западе – американский снаряд Copperhead, но он оказался неудачен и был снят с производства еще в 1990 г., так что особого выбора у французских военных не было, отмечает Барабанов. Качество “Краснополей” подтверждается еще и тем, что лицензию на их производство купила китайская армия, а сами снаряды – индийская. По словам Пухова, французский рынок вооружений носит весьма закрытый характер и вооруженные силы этой страны покупают в первую очередь французское, а затем европейское и американское оружие. Ожидаемая сделка по снарядам “Краснополь” носит беспрецедентный характер, говорит он.