Богатеем


В этом году инвестбанк Merrill Lynch и консалтинговая компания Capgemini провели исследование финансового положения населения 69 стран в 2005 г., в результате которого выпустили “Всемирный доклад о благосостоянии”. На основании статистики национальных и международных институтов оценивались общий уровень благосостояния в стране (включая сбережения и инвестиции, скорректированные с учетом динамики фондового рынка, незадекларированных сбережений и зарубежных инвестиций). По данным о распределении доходов в стране оценивалось благосостояние взрослого населения. Затем выделялись финансовые активы – акции, облигации, вложения в фонды и банки. Коллекции, недвижимость, использующаяся для жизни (но не инвестиционная), не учитывались. Миллионером считался человек с финансовыми активами не менее $1 млн.

Исследование показало, что число миллионеров в мире выросло в 2005 г. на 6,5% до 8,7 млн человек; они составляют примерно 0,15% населения земли. Их состояние росло еще быстрее – на 8,5% до $33,3 трлн. Больше всего миллионеров в США – 2 669 000 человек. Однако рост числа состоятельных американцев замедляется: 6,8% в 2005 г. против 9,9% в 2004 г. Зато развивающиеся страны стали настоящими звездами, заняв всю первую десятку лидеров по темпами роста (см. таблицу).

Быстрее всего миллионеров взращивала Южная Корея: их ряды выросли на 21,3%. Россиян, располагающих миллионным состоянием, стало больше на 17,4% (3-е место). “Рост благосостояния был обусловлен ростом ВВП и фондовых рынков”, – говорит Роберт Макканн, президент глобального подразделения Merrill Lynch по работе с богатыми клиентами. Среди регионов самым быстрорастущим стала Африка (11,7%, хотя на всем Черном континенте живет лишь около 100 000 миллионеров), наихудшие показатели у Европы (+4,5%).

Практически все страны в последние десятилетия приняли капитализм, что дает наилучшие возможности для создания богатства, подчеркивает Дэвид Фуллер, директор Stockcube Research. Кроме того, благодаря глобализации и технологиям в бедных в прошлом странах, таких как Китай или Индия, экономика и средний класс могут расти гораздо быстрее. “Наконец, рост благосостояния был обеспечен подъемом на рынках сырья и фондовых рынках развивающихся стран”, – говорит Фуллер.

Число миллионеров в России быстро растет благодаря подъему в экономике и буму на фондовом и сырьевом рынках. Между тем до сих пор миллионеры составляют лишь 0,07% российского населения. Это на порядок меньше, чем в развитых странах: 0,93% в Германии, 0,9% в США, 0,74% в Великобритании, 0,72% в Австралии. Правда, в сравнении с другими развивающимися странами Россия выглядит совсем не плохо: в Бразилии этот показатель сейчас на уровне 0,06%, в Китае – 0,02%, в Индии и того меньше – 0,008%.

Главный исполнительный директор ФК “Уралсиб” Алексей Чаленко на практике отмечает тенденцию, зафиксированную в докладе. Состоятельных клиентов у “Уралсиба” прибавилось, причем это в значительной степени “новые представители среднего класса, зарабатывающие деньги потом и кровью”. При этом все больше становится “чистых” инвесторов: те, кто сделал состояние на рынках недвижимости и ценных бумаг, составляют уже 5–8% от общего числа состоятельных клиентов “Уралсиба”, отмечает Чаленко.

По мнению Павла Теплухина, президента УК “Тройка Диалог”, в России гораздо больше граждан, располагающих активами свыше $1 млн. “Многие люди, у которых есть, например, собственный бизнес, авторами доклада не учитываются. Если бы в России была развитая банковская система, которая могла бы оперативно предоставлять кредиты под залог недвижимости или бизнеса, эти люди располагали бы свободными денежными средствами и автоматически попали бы в категорию миллионеров”, – говорит он. Клиенты подразделения частных банковских услуг “Тройки” (это люди, имеющие не менее $250 000, а средний счет превышает $1 млн) предпочитают умеренные инвестиционные стратегии: 44% выбрали сбалансированный портфель, в котором акции и облигации составляют примерно по 50%. При этом они мало интересуются вложениями за рубежом, видя, как укрепляется рубль и какие доходы приносит российский рынок ценных бумаг. “Фондовый рынок становится бытовым способом размещения свободных средств. За этот год число клиентов private banking у нас выросло на 40%; это значит, люди начинают более грамотно распоряжаться своими финансами”, – говорит Теплухин.

Средний миллионер из доклада Merrill Lynch и Capgemini гораздо больше, чем россияне, смотрит на зарубежные рынки и становится более агрессивным. В 2005 г. они увеличили инвестиции в акции и в альтернативные инструменты, в частности в фонды прямых инвестиций. А вот к хедж-фондам, у которых темпы роста доходов в последние два года снижались, многие потеряли интерес. Диверсификация вложений по регионам и инструментам позволяет состоятельным иностранцам и защитить свои инвестиции, и получить дополнительный доход. Азиатско-Тихоокеанский регион обогнал Европу и стал вторым по популярности для международных инвестиций после Северной Америки. Вложения на рынках этого региона составили 23% совокупных активов миллионеров.

Но несмотря на рост числа миллионеров в России, общий уровень жизни в стране остается невысоким, а разрыв между богатыми и бедными не сокращается. “По сравнению с населением страны 103 000 человек – это бесконечно малая величина, они даже не попадут ни в какую репрезентативную выборку”, – говорит завотделом уровня жизни “Левада-центра” Марина Красильникова. По последним имеющимся данным Росстата, в 2004 г. ниже прожиточного минимума в России жили 17,6% населения. По данным опроса “Левада-центра”, в 2005 г. 35% респондентов считали, что живут в бедности, говорит Красильникова.

Сегодня стать миллионером гораздо легче, чем в прошлом. “Инфляция удешевляет деньги. 50 лет назад богатым называли человека в костюме за $100, а сегодня за такие деньги и хорошего галстука не купишь”, – говорит Фуллер.