“Газпром” нашел замену Centrica


“Газпром” давно лелеял планы выйти на розничный рынок газа Великобритании. Здесь цена на топливо достигла в прошлом году $1200–1500 за 1000 куб. м газа, тогда как сама монополия продавала свой газ в Европу в среднем по $180–200 за 1000 куб. м. Зарегистрированная в Великобритании в 1999 г. Gazprom Marketing & Trading (GMT) оказалась эффективна лишь для работы с крупными потребителями, а вот для поставок газа средним и мелким клиентам “Газпрому” необходима была помощь со стороны, признавали в монополии.

В начале года замдиректора “Газэкспорта” Александр Шкута рассказал, что концерн хочет купить крупнейшую британскую газораспределительную компанию Centrica. Чиновников Туманного Альбиона перспектива такой сделки испугала – они были готовы изменить законодательство, регулирующее сделки по слияниям и поглощениям. Но в апреле министр торговли и промышленности Великобритании Алан Джонсон заявил, что кабинет министров не будет препятствовать покупке “Газпромом” Centrica.

Но “Газпром” готов довольствоваться и малым. Вчера GMT объявила о покупке бизнеса по поставкам природного газа частной компании Pennine Natural Gas Limited, а также подписала контракт по предоставлению административных услуг по поставкам газа на рынок конечных потребителей с компанией NGSS. Кроме того, GMT приобрела право на покупку NGSS, сообщает агентство Dow Jones. PNG поставляет газ 0,5–1% британских промышленных и коммерческих потребителей, включая букмекерскую компанию William Hill и сеть универмагов Debenhams, говорит управляющий директор PNG и NGSS Артур Тэйт. В ближайшее время “Газпром” начнет работу с PNG по переводу портфеля ее клиентов на счета GMT, говорится в сообщении российской монополии.

Сумму и детали сделки в “Газпроме” не комментируют. Отказался сообщить эту информацию и Артур Тэйт. Аналитик “Солида” Денис Борисов оценил PNG в $40–50 млн. “PNG и NGSS принадлежат одному владельцу, но раскрыть его имя мы не можем”, – сообщил Тэйт. “PNG – маленькая компания, нам было трудно конкурировать в условиях волатильности цен на британском рынке, поэтому мы решили присоединиться к более крупному игроку, – говорит Тэйт. – А “Газпрому” наша компания привлекательна тем, что хорошо знакома с британским розничным рынком газа”.

“Сделка имеет для “Газпрома” скорее моральное значение, учитывая политическое сопротивление, с которым компания столкнулась в Европе”, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. К тому же концерн получит опыт по управлению активами в Великобритании, добавляет эксперт.