Налоговый террор продолжится


Президент велел покончить с налоговым террором еще год назад, но депутаты, чиновники и бизнесмены завязли в дискуссии о налоговом администрировании. Правда, 1 июня они сумели договориться всего за один день. Произошло это на срочном совещании у руководителя администрации президента Сергея Собянина – после того как президент потребовал выполнить свое поручение и принять поправки уже в июле. Участники встречи тогда заявили, что все принципиальные противоречия сняты. Дума должна принять законопроект о налоговом администрировании во втором чтении 30 июня, в третьем – сразу после этого. И он должен вступить в силу с 1 января 2007 г.

Но вчера на утверждение бюджетного комитета был представлен текст законопроекта, совсем не соответствующий тому, о чем договорились предприниматели, чиновники и депутаты, заявил “Ведомостям” президент РСПП Александр Шохин. Согласно думскому регламенту на рассмотрение комитета выносится та версия законопроекта, которую рекомендовал налоговый подкомитет. А подкомитет во вторник проголосовал за текст, “дезавуирующий договоренности по наиболее принципиальным вопросам”, говорит Шохин.

Вопреки обещаниям чиновников, в депутатском законопроекте нет ни слова о том, что, если налоговики существенно нарушили сроки проведения проверки, ее результаты должны быть отменены. Зато депутаты почему-то решили сделать недееспособной выгодную компаниям поправку: в ней говорится, что налогоплательщика нельзя наказывать, если он действовал в соответствии с официальными разъяснениями Минфина. Депутаты написали, что это правило не действует, “если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком”. “Такая оговорка позволяет поставить под вопрос любое разъяснение”, – возмущается Шохин. В тексте, который вынесен на обсуждение комитета, ничего не говорится и о том, что налогоплательщика нельзя наказывать за ошибки налоговиков. Хотя участники совещания четко договорились, что при повторной выездной проверке, проводимой для контроля за нижестоящим налоговым органом, компаниям нельзя начислять штрафы за нарушения, не найденные инспекторами при первой проверке.

Шохин говорит, что бизнесмены, чиновники и депутаты договорились: при камеральной проверке налогоплательщику достаточно представить в инспекцию лишь декларацию и документы, указанные в Налоговом кодексе по конкретному налогу. Но в депутатской версии написано, что проверку можно проводить на основе “любых других документов, имеющихся в распоряжении налогового органа”. Кроме того, по депутатскому варианту можно не только приостанавливать выездную проверку на срок до 9 месяцев, но и продлевать ее на 6 месяцев, а значит, ее общий срок может достигать 15 месяцев, при этом основания для продления проверки устанавливают сами налоговики, а не закон, возмущается Шохин.

Претензии бизнеса президент РСПП вчера изложил бюджетному комитету, на заседании которого присутствовали представители Минфина, налоговой службы. Но реакция на его скандальное заявление была вялой: дискутировать с ним никто не стал, а бюджетный комитет рекомендовал Думе принять законопроект во втором чтении в нынешнем виде. Правда, нормы, касающиеся налоговых проверок, комитет лишь “принял за основу” и вновь соберется завтра, чтобы их доработать. Это время РСПП будет использовать, чтобы напомнить депутатам и чиновникам об их обещаниях, говорит Шохин.

“На самом деле договор с бизнесом нарушили не депутаты, а Минфин – поскольку обещания предпринимателям давал [министр финансов Алексей] Кудрин”, – говорит сотрудник администрации президента. Он объясняет, что непосредственно перед совещанием у Собянина Кудрин проводил собственное совещание, где и были даны те обещания бизнесу, о которых говорит Шохин. А у Собянина речь шла только о “концептуальных политических договоренностях”.

Руководитель налогового подкомитета Наталья Бурыкина не исключает, что благодаря усилиям Минфина к субботе формулировки могут стать еще более жесткими. Она отказалась объяснить, почему депутаты проигнорировали договоренности с предпринимателями. “Мы слились в экстазе с Минфином”, – признался зампред бюджетного комитета Андрей Макаров.

Представитель Минфина не смог прокомментировать обвинения предпринимателей.