Сансара в нирване


Каждый год уже пять лет подряд в начале лета, как только окончательно потеплеет, журнал «Мезонин» зовет на Неделю садов. И многие идут. Сначала она проводилась на Рублевке, в окрестностях галереи «Дача»: «гости съезжались на дачу», и какие это были гости! Весь цвет светской Москвы, виски текло рекой, казалось, что теперь здесь как у людей, даже своя Неделя садов: чем вам Рублевка не Челси? В той мечте о садах была и жажда реванша, ведь все, казалось бы, уже есть: и дом с колоннами, и бетонные львы у входа, и прислуга. Неудивительно, что анонсированные сады оказались скорее светским мероприятием, нежели реальной выставкой: да и как на подворье галереи «Дача» вместить хотя бы один сад, не говоря уже о дюжине? Но дело не заглохло. Неделя садов перебралась в самый центр города, где для нее нашлось места побольше, чем на Рублевке. Хотя и по старому адресу в начале июня проводится выставка «Сады на «Даче».

Неделя садов (в этом году ее тема – «Сад моей мечты») теперь располагается на Делегатской улице, у зданий Музея декоративно-прикладного искусства, на территории усадьбы XVIII века. У этих строений, мягко говоря, запущенный вид. А внутри музея пахнет просто «душераздирающе», как точно заметила одна пятилетняя девочка, с которой мы однажды заглянули туда на выставку. То ли барские стены окончательно прогнили, то ли с канализацией что-то случилось, но после посещения долго хотелось проветриваться.

Сады, кстати, существуют тоже вроде бы как для проветривания. И не столько физического, сколько душевного, эмоционального.

В европейской традиции сады – место летних забав и развлечений. Их размах – на усмотрение владельца. Но в Версале, Петергофе, Царском Селе нам и теперь есть что посмотреть. В русской литературной традиции на фоне садов разворачивались личные драмы: вспомним хотя бы «Евгения Онегина», «Войну и мир», «Вишневый сад». Что же с садами сейчас? С теми, куда нас приглашают не книги, а журналы?

Вот описания одного из проектов Недели садов: «Мне захотелось в своей мечте попасть на остров божеств ками – духов природы... высокие деревянные ворота ведут в сверхъестественный мир ками, где все символично. Я захотела, чтобы этот остров был населен черепахами. Ведь морская черепаха, которая стремится достичь дна океана, символизирует глубину человеческого духа. Двойной круглый топчан, находящийся в центре композиции, представляет две сферы жизни – низшую и высшую, сансару и нирвану. Поток сухого ручья, видоизменяющийся по мере своего течения, олицетворяет жизнь человека с импульсивной энергией юности и мудрым спокойствием старости».

Это очень характерная цитата: на Неделе садов на Делегатской улице будет много чего такого – японского. Только куда этих черепах зимой девать? Если повальное увлечение японской кухней можно объяснить хотя бы диетическими соображениями, то как на подмосковном участке прикажете понимать черепах, сансару и нирвану? И не говорите про шесть соток. У нас и климат не как в Японии, где любование природой и сменой сезонов – важная часть национального проекта.

Может, все от неумения развлекаться, или от недостатка эмоций, или от элементарной нехватки времени на то, чтобы мечтать или выяснять личные отношения именно в саду? Но в таком случае не полезнее ли на некоторое время оставить почву в покое, как поступают адепты органического земледелия? Не удобрять ее ничем, чтобы потом там выросло что-то действительно органичное нашим широтам.