Вина не будет


Вот уже два месяца ритейлеры и рестораторы отправляют вина и коньяки обратно своим поставщикам – с 1 июля запрещена реализация алкоголя со старыми акцизными марками. Магазины пустеют. “Иностранных напитков в сети мало, полки не заполнены”, – сокрушается Алексей Чураков, сотрудник пресс-службы “Седьмого континента”. А первого заместителя гендиректора “Мосмарта” Семена Слуцкого огорчает необходимость “распродавать за копейки элитный алкоголь”, который они не могут вернуть поставщикам. В сети “Азбука вкуса” распродажи не планируют. “У нас в договорах с поставщиками есть пункт, по которому они обязаны все забрать обратно”, – заявили в пресс-службе сети. По мнению “Азбуки”, в среднем в розничных сетях на 1 июля окажется не более 30–40% от обычного ассортимента импортного алкоголя.

Еще хуже обстоят дела у рестораторов. “В нашей винной карте из 50 позиций осталось три”, – сокрушается Михаил Зельман, совладелец холдинга “Арпиком” (сети ресторанов Goodman и “Колбасофф”). “Я даже боюсь предположить, сколько рестораторов разорится. От винных карт ничего не останется, и в стране на несколько месяцев наступит сухой закон”, – негодует ресторатор Андрей Деллос (“Кафе Пушкинъ”, сеть фастфудов “Му-му”, “Шинок”). Ресторатор пока не начал возвращать вино поставщикам, но он считает, что ситуация с винами не выправится в течение двух месяцев. Свои убытки в этом случае он оценивает в 60 млн руб. в месяц.

По данным сети магазинов “Азбука вкуса”, в 2005 г. в России было продано импортного алкоголя примерно на $1,6 млрд. Компания “Бизнес Аналитика” оценивает доли импортной продукции в 66,1% рынка вин (включая вермуты и игристые), 38,7% рынка бренди и 5,3% рынка водки (2005 г., города с населением более 100 000 человек). Кроме того, на импортный алкоголь приходится абсолютное большинство продаж в сегменте премиум – виски, дорогие коньяки, ромы, текила.

Проблемы начались 1 января, когда вступил в силу новый закон об обороте алкогольной продукции. Согласно закону с 1 апреля в Россию перестали впускать импортный алкоголь со старыми акцизными марками. А с 1 июля им запрещено торговать. К этому моменту импортеры должны были быть снабжены новыми акцизными марками и внедрить Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), в которой будет храниться информация об обороте алкоголя, оклеенного этими марками. Но система так и не заработала – в день ее тестового запуска, 31 марта, по данным таможенников, из 126 импортеров алкоголя только 44 обзавелись оборудованием и программами для работы в ЕГАИС. Сейчас счастливчиков уже 70. “Заявки на поставку ЕГАИС исполняются крайне медленно, сама система работает со сбоями”, – говорит один из участников рынка. С марками ситуация не лучше. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), к 20 июня 2006 г. было выдано 81,01 млн акцизных марок, что в два раза меньше, чем было заказано. Как пояснил сотрудник ФТС, просивший не упоминать его имя, всего в 2006 г. в Россию было ввезено 1,9 млн бутылок с новыми марками, или 1% от потребности рынка.

Импортеры возмущены сложившейся ситуацией. По данным Марка Кауфмана, президента компании “Уайтхолл” (импортирует Hennessy, Moet & Chandon, Veuve Clicquot, чилийские и французские вина), в мае и июне алкоголь в Россию фактически не ввозился из-за того, что выдача новых марок и подключение программных комплексов ЕГАИС у импортеров и на акцизных таможнях запоздали на несколько месяцев.

Исполнительный директор комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России (в нее входят Baccardi, Hennessy, Diageo) Александр Романов говорит, что импорт был заморожен на пять месяцев, поскольку в 2006 г. через границу перемещались только товары, отправленные в Россию в 2005 г. “Выдавать новые марки стали только в мае, и то в ограниченных количествах”, – сетует он.

Чиновники предлагают импортерам перемаркировать уже ввезенный алкоголь. Порядок перемаркировки должны в ближайшее время урегулировать поправки в постановление правительства № 866. На этой неделе ФТС внесла их в правительство, утверждает чиновник Минэкономразвития. Поправки устанавливают, что алкоголь со старыми акцизными марками должен быть перемаркирован на оптовых складах, имеющих лицензию на хранение алкоголя. В ближайшее время поправки будут утверждены, рассчитывает чиновник.

Порядок перемаркировки, предложенный правительством, Романов и Кауфман считают технически неосуществимым. “За несколько оставшихся дней из сотен тысяч розничных точек со всей страны должны быть возвращены на склады миллионы бутылок различных наименований, – поясняет Кауфман. – Каждая из этих бутылок должна быть инвентаризована и идентифицирована по номеру акцизной марки и таможенной декларации и только после этого перемаркирована. Это не просто сложно, а невозможно сделать”. Кауфман считает, что после 1 июля почти весь импортный алкоголь со старыми марками просто будет изъят из легального оборота и арестован. “Самое смешное, что порядок утилизации алкоголя в России тоже неурегулирован”, – добавляет Романов

Оптовики всеми силами пытаются сохранить отношения с клиентами. Коммерческий директор федерального дистрибутора “Вестор” Татьяна Савинова говорит, что компания принимает у ритейлеров назад продукцию со старыми марками и в последние месяцы предоставляет дисконт на импортные бутылки, фактически оплачивая их распродажи со скидками. Но труднее всего пришлось региональным дистрибуторам. “Мы просто перестали закупать импортную продукцию с начала мая, – говорит гендиректор компании “Септима” (Новосибирск) Сергей Рубцов. – Пока остатки этой продукции остаются на нашем складе – оптовикам недоступна ЕГАИС”. По словам Рубцова, алкоголь с новыми марками стал поступать в Новосибирск в мае в малых количествах. Рубцов признался, что “Септима” теряет внушительные доходы, поскольку в ассортименте торговли компании импортный алкоголь составлял около 70%. А директор по продажам новосибирской компании “Калибр” Владислав Домашенкин рассказал, что в июне компания стала принимать обратно импортный алкоголь, отгруженный розничным операторам. “Мы, в свою очередь, договорились с большинством поставщиков о возврате бутылок, – говорит Домашенкин. – Но в любом случае серьезные транспортные затраты лягут на нас”.

Однако не все импортеры готовы принимать поставленные напитки обратно. По словам Кауфмана, от дистрибуторов периодически поступают предложения о возврате алкоголя, но компания их не принимает, поскольку для этого нет оснований: “Переход права собственности произошел”. Романов подтвердил, что большая часть импортеров алкоголь назад не принимает.