Дерипаска ставит на варягов

С. Николаев

Первым иностранным приобретением “Русских машин” стал 36-летний швед Эрик Эберхардсон, до этого работавший в структурах Volvo. Прошлым летом он был назначен заместителем гендиректора по стратегическому развитию группы “ГАЗ”. При нем был подписан контракт с DaimlerChrysler о покупке оборудования американского завода Sterling Heights Assembly Plant и лицензии на производство Chrysler Sebring и Dodge Stratus предыдущего поколения. Недавно Эберхардсон пошел на повышение и возглавил правление группы “ГАЗ”.

Но он стал лишь первым из целой группы варягов, которые скоро пополнят команду ГАЗа. Группа уже подписала контракт с выходцем из Ford американцем Дэвидом Эггерсом, рассказали “Ведомостям” несколько источников, близких к группе “ГАЗ”. Директор по коммуникациям “Русских машин” Елена Матвеева подтвердила эту информацию. С 29 июня Эггерс займет пост финансового директора группы “ГАЗ”. У него есть что предложить компании Дерипаски. Историк и финансист по образованию (закончил Boston College и университет Иллинойса), Эггерс более 10 лет проработал в автопроме, причем карьеру в этой отрасли начал именно в России. В 1999 г. он среди первых 10 специалистов Ford приехал в Санкт-Петербург, чтобы организовать производство американских автомобилей. До 2003 г. Эггерс был финансовым директором Ford Russia Manufacturing, а потом уехал в США и год проработал в Ford World Headquarters в Детройте. В 2004 г. стал заместителем финдиректора Ford Asia Pacific & Africa.

Кроме Эггерса в Нижний Новгород приедут еще несколько американцев, рассказал директор по стратегии “Русских машин” Александр Филатов. Матвеева пояснила, что ГАЗ сейчас ведет переговоры с семью специалистами из DaimlerChrysler, в том числе с директором по производству Sterling Heights. Это является частью контракта с DaimlerChrysler по покупке у него оборудования завода Sterling Heights. “Американцы будут курировать монтаж, наладку оборудования, обучение наших рабочих. ГАЗ планирует подписать с ними двухлетний контракт”, – говорит Матвеева. Жить и работать американцы будут в России, но будут числиться сотрудниками американской структуры “Русских машин” – компании East Coast Trading, покупающей оборудование. Имена американских специалистов на ГАЗе и в DaimlerChrysler не раскрывают.

Группа “ГАЗ” единственная из отечественных автоконцернов привлекает на должности топ-менеджеров иностранцев. Их пока нет ни на “АвтоВАЗе”, ни в “Северсталь-Авто”, ни на “Камазе”. “Когда нам требуется помощь иностранных специалистов, мы предпочитаем аутсорсинг”, – объясняет представитель “Северсталь-Авто”. Литейным производством ЗМЗ несколько лет управляла голландская фирма Gemco, а японская Sojitz занималась программами снижения издержек на УАЗе.

Эксперты считают, что ГАЗ поступает правильно. “На ГАЗе понимают, что российский автопром сильно уступает европейскому или американскому, поэтому ищут иностранцев с необходимым опытом”, – убеждена партнер хедхантинговой компании RosExpert Анна Кофф. Правда, Дерипаске придется раскошелиться: вознаграждение одного Эггерса, по оценке Кофф, может доходить до $600 000–700 000 в год. Но иностранцы оправдают потраченные на них деньги, убеждены эксперты. “ГАЗ собирается поставить на конвейер уже снятые с производства модели, только специалисты из Chrysler могут научить делать их машины”, – замечает сотрудник российского автоконцерна. Аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко считает, что наем иностранных менеджеров на ГАЗ свидетельствует о том, что завод окончательно решил сделать ставку на лицензионное производство иностранных продуктов. “Иностранцы могут помочь в переговорах и эффективно наладить работу”, – замечает Чуйко.