ОРИЕНТИРЫ: Семейный альянс


Идея и проект “Крокус Сити Молл” принадлежит Арасу Агаларову и его семье (в частности, его сын Эмин Агаларов руководит торговым направлением). Этот торгово-выставочный городок, состоящий из огромных павильонов – около 330 000 кв. м выставочных, 62 000 кв. м торговых, – находится на пересечении МКАД и Волоколамского шоссе. В общую концепцию включена 22-уровневая башня Veneto, которая должна быть готова к концу 2007 г. В ней разместится казино на 24 300 кв. м. Его Агаларов и предложил в управление австралийской семье Пакер, владеющей PBL, а в придачу – гостиницу в той же башне площадью 80 000 кв. м.

Это будет первый международный оператор казино в Москве и России. Сейчас в столице работает около 40 крупных казино, которыми, как правило, управляют сами владельцы или нанятые ими менеджеры из местных. Среди наиболее известных игорных домов – Golden Palace, Ibiza, “Розовый фламинго”, “Корона”, “Кристалл”, “Манхэттен”, “Метелица”, “Метрополь”, “Мерелин”, “Националь”, некоторые из них расположены в столичных отелях. Но ни у одного из них нет всемирно известного зарубежного управляющего.

Казино в “Крокус Сити Молл” будет одним из самых больших в российской столице и, наверное, в составе самого громкого выставочно-развлекательного проекта после “Москва-Сити”. На взгляд со стороны ему вполне подойдет такой управляющий, как PBL. Последний владеет сетью развлекательных центров в нескольких странах, в том числе Crown в Мельбурне.

Пока присутствие зарубежных операторов казино в России не стало тенденцией, хотя отдельные попытки были – например, “Подкова”, которым руководил приехавший из Лас-Вегаса Фрэнк Екта или маленькое заведение “Беговая” под управлением выходца из Ливана Мунира эль-Дебса... Но, возможно, Пакеры и Агаларовы положат начало новой тенденции. И другие иностранные операторы, глядя на PBL, двинутся в Россию, если найдут подходящие проекты.

Агаларовы – публичные предприниматели. В 2005 г. личное состояние Араса Агаларова оценивалось в $540 млн, т. е. это 84-е место в списке самых богатых россиян (по оценке Forbes). Оборот Crocus International, головной компании, в 2004 г. составил $250 млн. В бизнесе Агаларовы не пренебрегают различными яркими маркетинговыми ходами. Так что и на этот раз они могли попытаться привлечь внимание к своему гигантскому проекту, очереди которого возводятся на протяжении уже нескольких лет.

Торговый центр в “Крокус Сити Молл” пользуется спросом у потребителя, как и остальные торгцентры вдоль МКАД. Но когда Агаларов задумывал слишком большой выставочный комплекс, изнутри похожий на холл аэропорта, тогда уже коллеги пытались отговорить бизнесмена. Однако выставки и другие шоу в “международном центре” “Крокус Экспо” все же проходят. Есть даже ежегодные показы моды. Некоторые эксперты в начале 2000-х гг., когда началась реализация проекта, давали сомнительные прогнозы – все-таки выставки и гостиницы слишком удалены от центра города. Теперь же пришло время спровоцировать вторую волну повышенного внимания к проекту, сообщив новость о приходе PBL. Такие события безотказно действуют на прессу, которая может подхватить и разнести новость по всему свету.

В то же время приход международной управляющей компании будет как бы гарантией для арендаторов будущей башни Veneto. Статус объекта на рынке повысится, что обычно бывает, если в нем есть иностранный участник.