Peugеot наехал на Донцову


Владельцы торговой марки обычно платят около $50 000 за 2–3 упоминания бренда в книжке, изданной тиражом 1,5 млн, говорит Полина Киселева, владелица агентства “Фабула”, специализирующегося на размещении рекламы в литературных произведениях. Компании “Арманд”, дилеру Peugeot, упоминание в романе Дарьи Донцовой “Небо в рублях” не стоило ни копейки. Главная героиня романа Даша Васильева рассказывает другому персонажу о мошенничестве в автосалоне с таким же названием – “Арманд”.

По мнению Донцовой, в книжке описана распространенная схема, когда сервисный центр отказывается ремонтировать автомобиль по гарантии, ссылаясь на отсутствие запчастей. Чтобы ускорить ремонт, автовладельцу обычно предлагают купить нужные детали тут же в салоне. Но в “Арманде” подобной практики за собой не признали и потребовали от Донцовой изъять роман из продажи и опубликовать опровержение в газете или журнале в объеме, сопоставимом с тиражом книги.

“Мирно договориться с автором нам не удалось, поэтому в феврале мы подали против Донцовой судебный иск”, – рассказал “Ведомостям” гендиректор “Арманда” Игорь Герц. Теперь дилер требует еще и компенсацию за причинение ущерба деловой репутации в размере 500 000 руб. По словам Герца, сумма определялась “исходя из существующей судебной практики”. Правда, до сих пор автодилеры не судились с писателями, уточнил он. О похожих разбирательствах не слышала и Киселева. Герц не привел статистики, насколько посещаемость салонов “Арманд” сократилась вследствие упоминания компании в книге. Первое слушание состоялось в мае, а второе заседание, назначенное на 30 июня, может вынести окончательное решение в споре.

Донцова рассказала “Ведомостям”, что в основе описанной истории – ее личный опыт общения с автосалоном “Арманд”. Теперь писательница ищет других клиентов дилера, которые платили бы за запчасти до истечения срока гарантии, которые могли бы дать показания в суде. По словам адвоката Вадима Сивака, представляющего интересы Донцовой, год назад она выиграла похожее дело у Кирилла Ганина, руководителя театра, творчество которого в одном из романов названо “откровенной порнографией”. Суд, по словам Сивака, решил, что писатель имеет право выражать частное мнение в своей книге.

“До того как мне стали приходить письма с описанием случаев мошенничества с гарантийным обслуживанием, например бытовой техники, я даже не представляла, насколько это распространенная проблема, – заявила Донцова. – Теперь у меня просто нет другого выхода, как встать на защиту пострадавших”. Писательница не исключает, что в будущем выведет на чистую воду и другие компании потребительского рынка. Киселева уточняет, что “некоторые статусные марки по договоренности с издательством “Эксмо” (выпускает романы Донцовой. – “Ведомости”) могут упоминаться в книге по воле автора [без оплаты за product plaсement]”.