Вышли на берег


Налоговые претензии к “Волготанкеру” за 2001–2004 гг. превышают 3,3 млрд руб. В октябре 2005 г. самарский областной суд арестовал практически весь флот компании, а затем и акции “Волготанкера”, которые контролирует менеджмент. В итоге компания не смогла начать навигацию 21 апреля, из-за чего бывшие клиенты “Волготанкера” вынуждены пользоваться услугами железной дороги, рассказал “Ведомостям” гендиректор компании “Вижн Флот” Петр Разумов.

До 2005 г. речники вывозили порядка 12 млн т нефти и нефтепродуктов на экспорт, из них на “Волготанкер” приходилось примерно две трети, вспоминает вице-президент пароходства Андрей Клейменов. Другие речники подросли за это время, но их мощности все равно ограниченны и сейчас они не могут покрыть потребности нефтяных компаний, добавляет Разумов.

В “Волготанкере” не раскрывают, куда ушли клиенты пароходства. Клейменов говорит, что ему это неизвестно.

“Ведомостям” удалось выяснить судьбу перебежчиков. Разумов признался, что “Вижн-Флот” взял на себя перевозки “Роснефти” и Нижнекамского НПЗ. В эту навигацию “Вижн-Флот” планирует перевезти 1,2–1,3 млн т нефтепродуктов для “Роснефти” и 300 000 т – для Нижнекамского завода. В пресс-службе “Роснефти” заявили, что компании неизвестно, кто и в каких объемах теперь перевозит долю “Волготанкера”.

Компания “Татаро-американские инвестиции и финансы” (ТАИФ) заключила контракт с “Волганефтью”, рассказал заместитель гендиректора по коммерции ТАИФ Александр Кантуев. Но возможности нового партнера недостаточны, сетует он. Поэтому сейчас ТАИФ перевозит 100 000–110 000 т против прошлогодних 150 000–170 000 т.

Представитель “Лукойла” Владимир Смирнов добавляет, что его компания подписала договор с другим перевозчиком на перевозку 700 000 т мазута и 300 000 т газойла. Эти перевозки достались “Волга-Флот-Танкеру” (“дочке” Волжского пароходства), уточнил “Ведомостям” заместитель гендиректора пароходства Альберт Михайлов.

Все опрошенные “Ведомостями” нефтяники в один голос заявляют, что новые перевозчики не справятся с планируемыми объемами. Часть нефтегрузов им придется отправлять по железной дороге. К примеру, Уфимскому НПЗ пришлось полностью перейти на железнодорожные перевозки, говорит Разумов.

“Российские железные дороги” (РЖД) уже пожинают плоды неудач “Волготанкера”. С мая нефтеперевозки на европейской части страны выросли на 7% (до 36 000 т в сутки). И это непосредственно связано со срывом навигации “Волготанкера”, отмечает начальник отдела перевозок РЖД Сергей Семенкин.

Перевозки по железной дороге, по оценке Кантуева из ТАИФ, обходятся нефтяникам в 2,5 раза дороже речных. Впрочем, аналитик агентства Argus Александр Ершов уточняет, что в 2–2,5 раза дороже стоят нефтеперевозки до сухопутных погранпереходов. А расценки на внутренние перевозки до российских портов у железной дороги и речного флота отличаются ненамного. Так что нефтяники в целях экономии будут ориентироваться на внутренний рынок, предполагает Ершов.