Без государства


В IV квартале прошлого года аналитики Mergers.ru насчитали 405 сделок M&A в России на $28,3 млрд. А за январь – март этого года – 341 операцию общим объемом $7 млрд. Это не только почти вчетверо меньше предыдущего квартала, но и в полтора раза уступает объему сделок за январь – март 2005 г.

Впрочем, такая статистика не смущает экспертов. Государственные компании, ставшие лидерами на рынке M&A в прошлом году (с их участием были заключены сделки на $17,4 млрд из $59 млрд), в январе – марте были не столь агрессивны, рассуждает управляющий директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин. Отсутствие крупных разовых сделок – вроде покупки “Газпромом” 75% акций “Сибнефти” и “Севморнефтегаза” – действительно сказалось на динамике процессов M&A, соглашается главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.

А вот о сокращении количества сделок Игнатишин говорит с большой долей условности. Количество рабочих дней в I квартале гораздо меньше, чем в IV. Поэтому “среднедневная” активность не уменьшилась, уверяет он. Более того, по сравнению с I кварталом прошлого года число сделок возросло в полтора раза, добавляет Игнатишин. Если не считать мегасделки, то российский рынок слияний и поглощений набирает обороты, а число сделок на нем растет, отмечает директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев.

Почти половина из потраченных за I квартал $7 млрд пришлась на покупки сырьевых компаний – сделки в нефтегазовом, угольном и металлургическом секторах составили 44,5% российского рынка M&A. Но нефтянка и металлургия не были самыми популярными у стратегических инвесторов. Как и в прошлом году, лидерами по числу слияний и поглощений стали сфера услуг и пищевая промышленность – почти каждая третья сделка совершалась в этих отраслях, а их общая стоимость перевалила за четверть (28,2%). Подобная отраслевая диверсификация – отражение потребительского бума, характерного для нынешней России, объясняет Лисоволик. “Нефтяные деньги растеклись, – вторит ему Андреев. – Рынок M&A, как и экономика, расширяется по отраслевому принципу”.

В январе – марте отсутствовали крупные, на сумму более $500 млн, слияния-поглощения, отмечает Игнатишин. Была близка к этой отметке стоимость покупки компании Sibir Energy группой “Меркурий” – $492,9 млн, а две другие крупные сделки – покупка Новолипецким меткомбинатом “Алтай-кокса” за $450 млн и Лебединского ГОКа “Газметаллом” за $400 млн – до знаковой цифры не дотянули. По расчетам Игнатишина, II квартал будет богаче на мегасделки: даже без учета сделки “Миллхауза” и “Евраза” объем рынка M&A может превысить $10 млрд. “Одно слияние “Пятерочки” и “Перекрестка” чего стоит!” – радуется аналитик, вспоминая еще одну мегасделку апреля – июня – покупку Импэксбанка группой Raiffeisen за $550 млн.

Тенденция снижения стоимости и роста числа сделок M&A в 2006 г. сохранится, полагает Игнатишин. Эксперты Mergers.ru считают, что объем рынка по итогам года составит $50 млрд. Но Лисоволик считает такую оценку консервативной: “Думаю, мы способны превысить $50 млрд”.