Финны борются за чистую водку


За более строгие стандарты изготовления водки выступают Финляндия, Швеция и Польша, их основные оппоненты – Соединенное Королевство и Ирландия, считающие, что введение ограничений повредит отрасли. “Водка – это очень чистый алкогольный напиток, и его необходимо сохранить таковым, – говорит Теийо Хилден, генеральный директор финской Shaman Spirits, – она должна производиться или из зерна, или из картофеля, а если кто-то хочет делать ее по-другому, пускай по-другому и называет”.

Заявления поборников чистоты напитка звучат уже несколько месяцев, но сейчас Европа, очевидно, находится на грани локальной алкогольной войны, особенно принимая во внимание тот факт, что родина Хилдена, одна из ведущих производителей водки, с июля будет президентствовать в ЕС. Споры по поводу водки становятся все более бурными по мере того, как этот напиток покоряет Средиземноморье.

Противники введения более жестких стандартов состава и маркировки водки утверждают, что ограничения ударят по растущему спросу на новые виды напитков и обернутся несправедливыми протекционистскими мерами в сельском хозяйстве и торговле. “Это не более чем попытка принять протекционистскую политику, – говорит Пол Уолш, генеральный директор Diageo, в 2002 г. запустившей US C?roc – премиальную водку, производящуюся из французского винограда. Мы в любом случае будем оспаривать [эти меры в судах]”. Американская водочная отрасль отличается разнообразием, здесь напиток делают из яблок и кленового сиропа.

Новый спор на алкогольном рынке, грозящий подпортить отношения между США и Европой, начался, едва удалось уладить предыдущий 20-летний конфликт по поводу маркировки шампанских вин. В других подобных спорах сторонникам жестких правил удалось одержать победу – например, осенью прошлого года суд прекратил 10-летнюю тяжбу, постановив, что Греция обладает эксклюзивными правами на сыр фета. Оппоненты введения жестких мер отказываются проводить параллели с решением по фета, подчеркивая, что в данном случае речь идет о составе продукта, а не о его географическом происхождении – у водки нет родины. Они напоминают также, что северные страны, выступающие за чистоту водки, не могут похвастать традициями ее производства. Швеция стала одним из лидеров рынка только в 1980-х, когда Absolut покорил Америку. Финская Finlandia появилась лишь в 1970 г. “Я не понимаю, как эти страны могут претендовать на статус традиционных производителей водки, если их основные марки появились так недавно, – говорит активист Vodka Alliance of Europe Крис Скотт-Уилсон, – Smirnoff выпустили в 1952 г. в Великобритании, она тоже могла бы выступить с подобными требованиями”. (FT, 23.06.2006, Кирилл Корюкин)