Масштабность в моде


Новосибирск перспективен для строительства торговых центров, убеждена коммерческий директор “Росевродевелопмента” Наталья Коротаева. На рынок города приходят российские и международные торговые сети, а они нуждаются в качественных торговых площадях. Существующее предложение таких площадей не превышает 50 000 кв. м, в то время как потребность в них составляет 300 000–400 000 кв. м, считает Коротаева, и в дальнейшем будет расти. Сейчас “Росевродевелопмент” реализует самый крупный проект ТЦ в Новосибирске. Компания планирует построить торгово-развлекательный центр общей площадью 150 000 кв. м на берегу Оби. Объем инвестиций составит $170 млн, ввод ТЦ намечен на 2008 г.

Первой из крупных ритейлеров оценила перспективность новосибирского рынка IKEA. О своей готовности построить собственный ТЦ компания заявляла еще в ноябре 2002 г., но только осенью 2004 г. мэрия выделила ей участок в 30 га на пересечении улиц Ватутина и Мира. Ранее один из менеджеров компании утверждал, что нигде в России компания не сталкивалась с такими трудностями в приобретении земли, как в Новосибирске. По его словам, компания даже хотела отказаться от строительства в этом городе, но перспективность местного рынка заставила продолжить поиски подходящего участка. В итоге центр “Мега” площадью 140 000 кв. м будет введен в эксплуатацию в октябре 2007 г., сообщил гендиректор IKEA в России и на Украине Пер Кауфманн. По его словам, объем инвестиций превысит $150 млн. В торговом центре расположатся магазин IKEA, не менее 50 павильонов, гипермаркет, каток, зал игровых автоматов, рестораны и кафе.

О намерении построить в Новосибирске собственные торговые центры заявили также сети “Лента” и Metro.

“Лента”, решив осваивать Новосибирск, приобрела площадку в 2,7 га у компании “Нидан”. Эксперты отмечают, что на решение “Нидана” продать участок повлияло ведущееся по соседству строительство ТЦ “Гигант”. Сумму сделки в компании не раскрывают, но участники рынка оценивают ее в $4–5,5 млн.

“Metro Cash & Carry – Россия” присматривает площадку под строительство собственного торгового центра площадью около 8000 кв. м. Планируется, что новый проект будет осуществлен до 2008 г. Стандартный объем инвестиций в проекты компании составляет до 20 млн евро.

Инвестировать в строительство собственных торговых центров решила и “Эльдорадо”. В Новосибирске компания реализует сразу три проекта торгово-развлекательных центров – на площади Маркса, в пойме реки Каменки и на улице Мостовой. Общая стоимость проектов составляет $220–270 млн. Как сообщил директор сибирского филиала компании Иван Устинов, своими силами “Эльдорадо” реализует только один проект – ТРК на 40 000 кв. м на площади Маркса. Объем инвестиций, по их подсчетам, составит от $40 млн. Торговый центр в пойме реки Каменки “Эльдорадо” намерена построить в партнерстве с холдингом “Сибирский гигант”. Эксперты говорят, что этот ТЦ станет самым крупным проектом “Эльдорадо” в Новосибирске. Его площадь составит 100 000–120 000 кв. м, планируемый объем инвестиций – от $150 млн. Также “Эльдорадо” выступила соинвестором в проекте “Сибирского гиганта” в торговом центре площадью 28 000 кв. м на площадке у Автовокзала.

Первой региональной компанией, открывшей собственный ТЦ, стала “Сибирская губерния”: ее гипермаркет “Алпи” площадью 10 000 кв. м распахнул двери для покупателей в конце октября 2005 г. В конце 2006 г. компания планирует открытие второго гипермаркета “Алпи” – на этот раз площадью 24 000 кв. м на улице Сухарной. В ее планах также строительство не менее 5–6 гипермаркетов в Новосибирске и, возможно, в области.

Кемеровская сеть “Кора”, решив осваивать регионы, выбрала формат крупных торговых центров. В 2007 г. компания планирует сдать торговый центр “Гуляй город” площадью около 40 000 кв. м. В нем разместится продуктовый гипермаркет “Кора”, магазины якорных арендаторов, развлекательная и бутиковая зоны, сообщила начальник дирекции по маркетингу сети “Кора” Татьяна Люлль.

Компания “Итера”, построившая крупнейший ТРЦ “Континент” площадью 26 000 кв. м летом прошлого года, сейчас строит второй торгово-развлекательный центр площадью 23 000 кв. м на улице Троллейной. “Наш центр расположится в спальном районе, поэтому под зону развлечений отдается 6500 кв. м. По сравнению с “Континентом” мы удвоили площадь кинотеатра – это будет 12-зальный мультиплекс”, – рассказывает о планах компании директор ТРЦ “Континент” Тимофей Мельников.

Компания “Труд”, сдавшая в декабре 2005 г. ТЦ ”Москва” (общая площадь – около

22 000 кв. м) у центрального рынка, также не останавливается на достигнутом. Сейчас “Труд” заканчивает работу над небольшим торговым центром (площадь – 3500 кв. м) на пересечении Вокзальной магистрали и проспекта Димитрова, напротив ЦУМа. На конец 2006 г. намечена сдача первой и второй очередей комплекса “Манхэттен” площадью 48 000 кв. м, в котором около 10 000 кв. м займут торгово-развлекательные площади. “Оба комплекса будут востребованы – в первую очередь благодаря удачному местоположению – рядом с Вокзальной магистралью, одной из главных торговых улиц города”, – убежден заместитель гендиректора компании Анатолий Пастушенко.

Но, несмотря на обилие перспективных планов, реальная конкуренция между ТЦ появится не ранее чем через 2–3 года, когда на рынок придет множество федеральных игроков, считает Мельников. По его словам, недавно введенные объекты сейчас существуют в тепличных условиях – ставки аренды достигают 3000 руб. за 1 кв. м в месяц, а окупаемость не превышает 4–5 лет. В дальнейшем наименее удачные торговые центры неизбежно столкнутся с падением посещаемости и, как следствие, с оттоком арендаторов, добавляет Мельников.