НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Каждые восемь минут


Название книги “От мороженого к Интернету” как нельзя лучше подходит к летней жаре. С ее главными героями, в том числе продавцами этого лакомства, мы встречаемся на каждом шагу, но мало обращаем на них внимание. А зря! Оказывается, это один из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики: только в США в период с 1980 по 2003 г. количество франшизных торговых точек увеличилось на 146%, возрастая в среднем на 6% ежегодно. По самым последним подсчетам, сети франшизных предприятий имеют почти 2300 компаний США, действующих в более чем 80 отраслях. Эти компании, в свою очередь, сотрудничают с 767 000 франчайзи (франшизополучателями), которые обеспечивают занятость 10 млн сотрудников, что соответствует общему количеству рабочих мест в сфере производства товаров длительного пользования. Франшизные системы ежегодно продают товары на $1 трлн, что составляет около 40% объема всех розничных продаж в США. Комитет палаты представителей по вопросам малого бизнеса считает этот вид бизнеса самым быстрорастущим видом американского экспорта.

Все эти интересные данные отражены в новой книге профессора Скотта Шейна, посвятившего предмету своего исследования более 10 лет. Он развенчивает привычный миф о том, что франчайзинг применим лишь к малому бизнесу. В частности, он пишет, что этой стратегией пользуются “на удивление многие крупные компании”: в их числе такие компании из Fortune 500, как Ashland Oil, First Interstate Bancorp, McDonald’s, Medicine Shoppe’s International, Merrill Lynch, Ponderosa, Postal Instant Press, Prudential insurance, S. С. Johnson, Shoney’s, Snelling aпd Snelling, ТСВY Enterprises, Union Carbide и Wendy’s International. Но и это не все – 5% всех франчайзеров США являются государственными компаниями: среди них сеть магазинов Веn Franklin, Вig О Tires, Doubletree Hotels, Gymboree, Microage Computer Centers, Staff Builder International и Swisher International. “Ирония заключается в том, что частные компании успешно используют франчайзинг как плацдарм для приватизации государственных предприятий, скупки контрольных пакетов акций и совершения других приобретений”, – пишет профессор. И все же книга не об этом – и даже не о конкуренции между компаниями. Шейн пытается найти ответ на главный, по его мнению, вопрос: “в каких случаях франчайзинг является целесообразным, а в каких – нет”.

В поисках ответа на него автор не вываливает на читателей груду литературы, хотя “обширный материал множества научных статей и книг” желающие могут посмотреть в примечаниях. Впрочем, его ссылки на историю вопроса вполне уместны: профессор напоминает, что в 1851 г. Исаак Зингер стал первым американским франчайзером определенного вида продукции, начав продавать независимым путешествующим продавцам права на торговлю его швейными машинками. В целом же Шейн со знанием дела рассматривает линию поведения тех, кому франчайзинг помог достичь успеха, проводит сравнение с менее удачливыми предпринимателями, предлагает бизнесменам и менеджерам эффективную схему построения системы франчайзинга. Кстати, он считает, что “успешные франчайзеры отличаются от менее успешных вовсе не тем, что на них работают только одаренные или особенные люди, а тем, что они знают, когда, почему и каким образом следует применять этот вид бизнеса”. Их успех возможет лишь в трудоемких, а не капиталоемких отраслях, но именно в них, по мнению профессора, поскольку их доход определяется величиной получаемой прибыли за вычетом всех понесенных затрат, франчайзеры “во многих случаях тщательнее контролируют деятельность своих сотрудников, чем наемные менеджеры”.

Если модель бизнеса успешна, то она позволяет избежать конфликта интересов и заработать всем, причем крупные компании, перенося затраты, связанные с учреждением новых торговых точек, на франчайзи, могут экономить значительные средства. Шейн пишет, что только в ресторанном бизнесе, где стоимость организации каждой точки может достигать $500 000, используя стратегию франчайзинга, компания может создать “систему из 100 точек, что обойдется в $50 млн, причем за счет франчайзи”. Самому же франчайзи такая модель позволит избежать большого количества долгов, что, в свою очередь, снизит уровень необходимого кредитования. Это очень важно для компаний, действующих в схожих отраслях, так как им необходимо регулярно производить выплаты с фиксированной процентной ставкой. В ряде случаев, пишет Шейн, франчайзинг помогает преодолеть многие ограничения, с которыми сталкивается молодая компания, пытаясь найти капитал для дальнейшего развития и расширения.

Я не могу судить, насколько успешно могут применяться рекомендации Скотта Шейна в России, в том числе первое из 11 правил, которое заключается в необходимости правильного выбора отрасли, для которой этот бизнес будет эффективной стратегией. Но советую всем читателям обратить внимание на такой факт: сегодня в Америке новая франшизная точка открывается каждые восемь минут. Интересно, за сколько минут появляется новая книга по бизнесу?