Сколько ни строй


Рынок констатирует снижение дефицита торговой недвижимости. Только в 2005 г. было введено более 70 000 кв. м торговых площадей: открылись “Русь на Волге” (25 000 кв. м), вторая очередь ТЦ “Скала” (12 000 кв. м), “Победа” (12 000 кв. м), вторая очередь торгового комплекса “Империя-центр” (15 000 кв. м) и ряд локальных торговых центров.

“Сейчас в разработке находятся еще около 10 проектов, из крупных можно отметить вторую очередь торгово-развлекательного комплекса “Парк хаус” (34 000 кв. м), который начнет функционировать осенью этого года, и торговый центр “Бристоль” (55 000 кв. м) – его планируют сдать в эксплуатацию до конца 2006 г.”, – рассказывает генеральный директор инвестиционной компании “Дом” Евгений Поберезкин. По данным аналитического центра ИК “Дом”, всего в 2006 г. планируется ввести около 150 000 кв. м торговой недвижимости, не считая локальных объектов.

Генеральный директор “Поволжского центра развития” Валентин Лобанов, рассказывая о новом ТЦ “Мега Сити” (общая площадь 58 000 кв. м, девелопер – компания “Виктор и Ко”), предрекает ему коммерческий успех. “Востребованность центра покупателями велика, только в первые две недели его работы в нем побывало около 240 000 посетителей, тогда как обычный уровень посещаемости нового торгового комплекса составляет примерно 150 000 человек за такой же период”, – говорит он.

Говоря о готовящихся новых проектах, риэлторы отмечают, что рынок активно растет. “Предложений много, и текущий спрос сейчас удовлетворен”, – отмечает Сергей Винтаев, руководитель департамента оценки компании “Спектр недвижимости”.

В текущем году перенасыщение рынку не грозит, – уверены эксперты, – бизнес в регионе развивается активно, продолжается экспансия крупных федеральных компаний и местных игроков, однако оно, возможно, наступит в 2007 г. “На 2007 г. запланирован ввод нескольких крупных объектов – торгового центра площадью 40 000 кв. м в районе Московского шоссе и улицы Авроры, ТЦ площадью 60 000 кв. м в районе улицы Алма-Атинской и комплекса в районе площади Кирова (общая площадь – 9000 кв. м), – говорит Поберезкин. – Таким образом, только они пополнят рынок более чем на 100 000 кв. м”. IKEA объявила, добавляет Лобанов, что летом 2006 г. приступит к строительству в Самаре своего молла “Мега” площадью более 100 000 кв. м, который также планируется сдать в 2007 г.

Риэлторы говорят, что если в 2005 г. бурно развивался сегмент локальных ТЦ, то сейчас активизировался сегмент специализированных торговых центров. Алексей Сластенин, руководитель аналитического центра компании “Индэст-девелопмент”, рассказал, что в августе этого года открывается мебельный центр “Мягкофф”, его первая очередь составит 15 000 кв. м. Кроме того, планирует запуск второй очереди мебельного центра “Планета мебели”. По словам Сергея Попова, руководителя отдела маркетинга и развития “Планеты мебели”, площадь центра с 6000 кв. м увеличится до 8000 кв. м.

По данным Галины Сорокиной, руководителя отдела коммерческой и загородной недвижимости ИК “Дом”, наиболее востребованы в текущем году торговые помещения в центральных районах города – Ленинском и Самарском, однако в структуре спроса произошли некоторые изменения. Стал более востребованным, чем раньше, отдаленный район Самары – Безымянка. Винтаев добавил, что покупателей и арендаторов торговой недвижимости начал больше интересовать и Октябрьский район. Эксперты объясняют это тем, что в этих местах не такая плотная застройка, как в центре. “Например, Безымянка мало освоена торговыми компаниями, сейчас они начинают там развиваться”, – говорит Сорокина.

По ее словам, за январь – май 2006 г. произошли и другие изменения в структуре спроса. “Востребованными стали большие торговые помещения – метражом от 2000 до 5000 кв. м, – рассказала Сорокина. – Это вызвано активным развитием крупных игроков, такие помещения искали для открытия своих магазинов “Эльдорадо”, “Техносила”, “Сателлит”. “Традиционный дефицит был на помещения на первых этажах жилых домов с высокой проходимостью, как в центральных, так и в отдаленных районах”, – добавляет Винтаев. Однако, по словам риэлторов, востребованы были и площади небольшого метража – от 80 до 150 кв. м – как правило, для открытия “магазинов у дома” и различных бутиков. За январь – май 2006 г. стоимость 1 кв. м торговой недвижимости выросла, по разным оценкам, на 15–30% в зависимости от ее характеристик: месторасположения, проходимости, наличия удобных транспортных развязок, отделки помещений. “На некоторые объекты цена выросла и до 60%”, – отметил Лобанов. “В центральных районах стоимость 1 кв. м составляет от $1500 до $3000, в отдаленных – от $1400 до $1800”, – рассказал Владимир Ерофеев, заместитель генерального директора риэлторско-строительного центра “Мабис”.

Арендные ставки, по его словам, выросли за январь – май 2006 г. не более чем на 5%, так как и в 2005 г. они были довольно высокими. “Сегодня в центре аренда 1 кв. м торговых площадей в месяц обойдется от $20 до $35, в других районах – от $15 до $20”, – заявляет он. Сергей Винтаев добавил, что в центре города, например в районе бутиковой зоны на улице Ленинградской, месячные арендные ставки могут достигать $80 за 1 кв. м.

Из наиболее крупных сделок текущего года в сегменте торговых помещений риэлторы отмечают покупку местной розничной сети “Самара-продукт” московским торговым домом “Копейка”. Сумма сделки, по оценкам участников рынка, составила около $22 млн. “Несмотря на то что за последнее время было введено несколько крупных торговых центров, найти подходящие места для открытия сети магазинов затруднительно, и “Копейка” решила эту проблему путем покупки “Самара-продукта”, – объясняет Винтаев.