Ответ “товарищу волку”


Отношения с США: “еще многое менять”

Вчера Путин выступил перед собравшимися в Москве российскими послами в более чем 100 странах и представителями при международных организациях. Посол на Украине Виктор Черномырдин сидел в президиуме вместе с президентом и министром иностранных дел Сергеем Лавровым. “Подобные встречи проводятся раз в два года, – напоминает председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов, – на них не презентуются новые внешнеполитические доктрины, а проводится сверка часов и разбор полетов”.

Президент ответил на критику в адрес России, звучавшую в последнее время со стороны Запада. Кое-кто смотрит на Россию “через призму предрассудков прошлого и видит в сильной, возрождающейся России угрозу”, а иные и вовсе “готовы обвинить нас в возрождении “неоимперских амбиций” или, как мы недавно слышали, придумали еще энергетический шантаж”, недоумевает Путин. Об использовании нефти и газа Россией в качестве “инструментов запугивания и шантажа” говорил вице-президент США Ричард Чейни в Вильнюсе в мае. “Реакция на выступление Чейни могла быть эмоциональной, – считает Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги, – хотя обычно президенты не комментируют высказывания лиц более низкого ранга”.

В отношениях с США необходимо “еще многое менять”, причем партнерство должно строиться исключительно на условиях равноправия, подчеркнул российский лидер. Он выдвинул инициативу подписания нового договора с США по ограничению стратегических наступательных вооружений взамен действующего СНВ-1 (истекает в 2009 г.). Однако добиться этого будет сложно, считает эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук: даже в 2000 г., когда отношения были менее напряженными, Путин смог добиться от США лишь подписания необязывающего Договора об ограничении стратегических наступательных ядерных потенциалов.

В связях с ЕС, по словам Путина, Россия ожидает развития экономических контактов и “снятия барьеров на пути человеческого общения”, например, вступления в силу до конца года соглашения по упрощению визового режима. Он отметил, что “кое-кто” пытается выстраивать в Европе “новые занавесы и барьеры”. Поэтому появившиеся ресурсы Россия будет “рационально расходовать” на защиту собственных граждан, а также своих интересов от “недобросовестной конкуренции”.

По мнению Александра Рара из германского Совета по внешней политике, эти высказывания Путина были связаны с недавними неудачами российских компаний в Европе – проблемами “Газпрома” при попытках приобрести европейские газотранспортные сети и срывом слияния “Северстали” и Arcelor. “Путин хочет показать европейцам, что если вместо экономического сотрудничества они будут заниматься экспортом либеральных идей в Россию, то Москва может переориентироваться на азиатских партнеров”, – считает он. В своем выступлении Путин дал однозначно позитивную оценку связям с Китаем и отметил совпадение позиций по большинству международных вопросов с Индией. Кроме того, президент призвал активизировать связи со странами Африки и Латинской Америки, где уходят в прошлое “эксклюзивные зоны влияния” и у российского бизнеса открывается широкое поле деятельности.

Отношения с СНГ: трезвый расчет

В СНГ Россия должна перейти от экономических преференций партнерам к “принципам, принятым в мировой экономике и торговле и основанным на трезвом расчете”, сказал Путин. “Президент впервые заявил о переходе на рыночные принципы отношений сразу со всеми странами СНГ”, – говорит Александр Скаков из Российского института стратегических исследований. При этом, по словам Путина, Россия и далее намерена участвовать в миротворческих усилиях в странах СНГ, “несмотря на провокации”. Грузия и Молдавия уже давно добиваются от России вывода ее миротворческих сил из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья и именно на них была направлена критика Путина, считает Скаков. Путин отдельно остановился на работе с соотечественниками в странах СНГ: они сталкиваются с трудностями при получении российского гражданства, хотя возвращение в Россию могло бы стать эффективным инструментом решения демографических проблем.

По словам источника, присутствовавшего на закрытой части заседания, Путин указал на недостатки в работе МИДа в работе с соотечественниками, продвижении российских бизнес-интересов за рубежом и “неизжитый бюрократизм в работе посольств”.

Можно было бы сказать, что это внешнеполитическая часть президентского послания, не исключает председатель комиссии по международному сотрудничеству Общественной палаты Вячеслав Никонов, оговариваясь: у него не было сведений, что послание должно было быть посвящено внешней политике.