Укрупняться, чтобы заработать


По данным Thomson Financial, в этом году компании всего мира могут объявить о сделках по слияниям и поглощениям на $3,5 трлн. Такой активности этот рынок не видел за всю свою историю. Самые крупные из последних сделок – слияние Arcelor и Mittal Steel ($33 млрд), производителей никеля Phelps Dodge с Inco и Falconbridge ($40 млрд), Johnson & Johnson и потребительского подразделения Pfizer ($16 млрд).

Нынешний бум, так же как и в 80-е и 90-е гг., подпитывается дешевыми кредитами, новыми технологиями и изменениями конкурентной среды. Правда, с тех пор компании научились не переплачивать за акции поглощаемой компании. В среднем премия составляет 20% – это самый низкий уровень за последние 10 лет. Свою лепту в развитие ажиотажа внесли и антимонопольные ведомства, смягчившие требования регулирования, – так, минюст США не стал препятствовать покупке крупнейшим в мире производителем бытовой техники Whirlpool своего конкурента Maytag за $1,7 млрд.

Рост цен на сырье также разогревает рынок слияний и поглощений. Но чтобы заработать на этом росте, бизнес должен укрупняться: с начала года компании этого сектора объявили о слияниях на $240 млн, что на 13% больше, чем за весь 2005 г.

“Во время последнего бума на слияния в 90-е гг. фондовый рынок платил за рост, – говорит руководитель Citigroup по глобальным поглощениям Фрэнк Йери, – компании покупали [возможности] для роста и были вынуждены покидать зону комфорта. Теперь же они объявляют о горизонтальных поглощениях, экономия на издержках от которых гораздо больше премии, заплаченной при покупке”. Такой сделкой была крупнейшая покупка этого года – телекоммуникационной AT&T конкурента BellSouth за $67 млрд.

Особенно много сделок совершается в Европе. По данным J.P. Morgan Chase, в I квартале на Европу пришлась треть объявленных сделок и еще о 26% объявили европейские компании, покупающие зарубежный бизнес. А вот доля США составила всего 19%. По мнению руководителя аналитического отдела по слияниям и поглощениям J.P. Morgan Chase Пола Гиббса, в I квартале условия были “идеальными”. “Я не знаю сектора, в котором не было бы объявлено о сделках”, – говорит он.

На намерение компаний не повлияла даже майская коррекция, убежден Гиббс. “[У компаний] столько средств, что срыв одной сделки не приведет к падению рынка”, – утверждает глобальный руководитель отдела слияний Lehman Brothers Марк Шафир.

Впрочем, рост процентной ставки может охладить этот рынок. В I квартале фонды прямых инвестиций в среднем могли занять суммы, в пять раз превышающие их прогноз по EBITDA, что, по данным S&P, на 20% больше, чем в 2000 г. Но если заемный капитал станет дороже, вряд ли фондам удастся сохранить такой темп. (WSJ, 27.06.2006, Татьяна Бочкарева)