ВЕКТОР


Госкомпании – народу

Идея размещения акций среди населения находит все больше последователей. Вскоре после объявления “Роснефтью” своих планов по привлечению к IPO российских граждан такие же намерения озвучил президент Внешторгбанка Андрей Костин. А если “народный дебют” “Роснефти” окажется удачным, то ее примеру могут последовать и другие эмитенты. К примеру, РАО “ЕЭС России” при размещении части акций своих дочерних компаний. По крайней мере, об этом вчера передал “Прайм-ТАСС” со ссылкой на финансового директора энергохолдинга Сергея Дубинина. Наверное, найдутся и другие последователи. Но вот пока о народном IPO почему-то вслух рассуждают только госкомпании. А крупнейшие частные эмитенты в поиске покупателей на свои акции прежде всего смотрят за рубеж. Конечно, состязаться в финансовой мощи нашим гражданам с западными инвесторами не под силу. Однако они могут оказаться не менее эффективными для компании в качестве страховки от непредсказуемых действий государства – ведь волна недовольства собственных граждан для власть имущих не менее страшна, чем гнев иностранных инвесторов. Вряд ли люди останутся равнодушными, если котировки купленных ими акций станут падать из-за “нерыночных” факторов.

Оппозиционная МТС

Вчера МТС представила в Белоруссии свой новый логотип – белое яйцо на красном фоне. Российские абоненты новый бренд крупнейшего сотового оператора оценили не слишком хорошо – 70% опрошенных пользователей телекоммуникационного портала “Сотовик” сочли, что яйцо не подходит крупнейшему оператору Восточной Европы. У 28% новый бренд вызвал ассоциации с анатомией, а у 26% – с кулинарией. В Белоруссии же проблемы возникли не с яйцом, а с новой расцветкой МТС. Дело в том, что красный и белый – это цвета белорусского государственного сотового оператора БеСТ и, что гораздо хуже, белорусской политической оппозиции. В ответ на недоуменные вопросы журналистов руководство МТС парировало, что графические изображения логотипов БеСТ и МТС слишком различны, поэтому, несмотря на идентичную цветовую гамму, путать операторов абоненты не будут. Что же касается оппозиции, то, по словам руководства МТС, компания в политику не вмешивается. Однако в белорусской действительности политика неразрывно переплетена с экономикой – и ребрендинг МТС может как минимум уменьшить шансы компании на получение контрольного пакета в белорусской “дочке”, чего МТС добивается уже не один год.