Экология на полках


Вчера в сети универсамов Max Mix (универсамы “Южный”, “Северный”, “Таллинский” и “Невский”) открылись полки, предназначенные для экологически чистых продуктов питания. На них представлена продукция российских и зарубежных производителей, добровольно прошедших процедуру экологической сертификации, рассказал председатель правления Санкт-Петербургского экологического союза, инициатора и организатора проекта, Семен Гордышевский. Сертификация предполагает исследование цикла производства продукта от сырья до утилизации и свидетельствует об экологической чистоте продукта, а также о минимальном воздействии на окружающую среду при его производстве.

Сейчас в проекте участвует около 20 производителей, среди которых такие, как “Сибирский деликатес” (пельмени), “Атлант” (куриные полуфабрикаты), “Астро” (печенье), “Аврора” (хлебцы), “БалтПак” (мюсли и хлопья), “ХимРос” (бытовая химия), “Матера” (мясные продукты), “Пультекс” (очистители воздуха).

Компании, участвующие в программе, рассчитывают, что присутствие их товаров на “экологической” полке принесет им коммерческую выгоду. “Мы рассчитываем, что это повысит внимание покупателей”, – считает представитель “БалтПака” Фелис Косниковский. Но для части производителей участие в проекте – шанс попасть на полки торговых сетей, минуя так называемый входной билет. Ежегодная плата за возможность представить продукт на полке может составлять $10–1000 за одну товарную позицию в одном магазине. Отчисления за присутствие марки во всех торговых точках сети в Петербурге могут доходить до $400 000.

Поставка на “экологическую” полку значительно дешевле. Стоимость сертификации, по данным Экологического союза, составляет от 30 000–40 000 руб. за одно наименование продукта, и больше производитель ни за что не платит. При этом Гордышевский утверждает, что Экологический союз ничего не платит сетям за размещение полки. Это подтверждает заместитель гендиректора универсама “Южный” Елена Сазонова, которая говорит, что магазину и самому интересно участие в проекте. “Мы опрашивали покупателей и выяснили, что мода на здоровый образ жизни все более ощутима. Акцентирование внимания на экологической чистоте продуктов, возможно, поможет привлечь больше покупателей”, – говорит Сазонова.

Один из производителей, просивший не называть его имени в печати, говорит, что планирует принять участие в программе, только чтобы улучшить дистрибуцию. “Продукты нашей компании и так ассоциируются с экологической чистотой. Для нас возможность бесплатно попасть в “Патэрсон” гораздо важнее”, – говорит он.

Сейчас переговоры о размещении “экологических” полок ведутся также с сетями “Лента”, “Патэрсон” и “Карусель”, говорит Гордышевский. Одним из условий сетей было создание структуры, которая взяла бы на себя поставки и логистику таких продуктов. Такая компания – ООО “Эко-Союз”, – по словам Гордышевского, зарегистрирована около месяца назад. “Не исключено, что через год-полтора компания выйдет на окупаемость”, – говорит он.

Однако сети не торопятся принять “экологически безопасные продукты”. Топ-менеджер одной из петербургских торговых сетей, с которой Экологический союз ведет переговоры, говорит, что скорее всего откажется от этого предложения. “Дело не в том, что эти производители не будут платить за место на полке, нам хотелось бы не распылять усилия на нишевые продукты”, – уверяет он. А начальник отдела развития группы компаний “Виктория” (развивает сеть одноименных супермаркетов) Игорь Николаев считает, что экологи решили развивать премиальный сегмент, который нужен не всем сетям. “Сознание массового потребителя еще не доросло до необходимости питаться только экологически чистыми продуктами. Такой продукт не будет дешев, а значит, автоматически попадает в премиальный сегмент”, – говорит Николаев. Такая полка пока актуальна только для премиальных супермаркетов, считает он.