КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Школа Arcelor


Не одному поколению студентов предстоит разбирать кейс о том, как Mittal Steel и “Северсталь” состязались за Arcelor. Алексей Мордашов это состязание проиграл и, скорее всего, сам признает, что у него не осталось козырей в игре против Лакшми Миттала (см. статью на стр. Б1).

Тут постарались не только сами Мордашов и Миттал, но и Arcelor и ее менеджеры. Ведь именно они нашли виртуозный способ предотвратить враждебное поглощение компании. Против первого предложения Mittal Steel – 18,6 млрд евро деньгами и акциями за весь Arcelor – менеджмент стоял как скала. Но чтобы вынудить Миттала пойти на большие уступки, их твердости было мало. Здесь и пригодилась “Северсталь” со своей офертой (87% ее самой в обмен на 32%, а потом 25% Arcelor). Сделка превратилась в жирную приманку для Миттала, которую тот, поразмыслив, заглотил. Его предложение увеличилось с 37,74 евро ($47,18) за акцию до 40 евро ($50,01), а доля, которой он готов довольствоваться, – до 40%. Акционеры Arcelor должны под аплодисменты провожать гендиректора компании Ги Долле и председателя совета директоров Жозефа Кинша: действовали они порознь или заодно, продумывали эту комбинацию с самого начала или нет, но в итоге они помогли владельцам акций отменно заработать.

Миттал вознагражден за щедрость и в награду получает свои 48 млн т стали в год, а вот Мордашов, а с ним и российский бизнес – обидный щелчок по носу. Щелчок, как бы ни хотелось списать его на политические мотивы и неспортивное поведение, вполне закономерный. Чтобы проникнуть в мировой бизнес, недостаточно обладать крупнейшими запасами газа на планете, скопить десятки нефтяных миллиардов в стабфонде и занять третью строчку по количеству миллиардеров в отдельно взятом государстве. В стране, где производится около 60 млн т стали в год (примерно как у Mittal Steel), существует, тщательно защищаясь друг от друга, десяток металлургических компаний. Среди них пока не нашлось пары, способной объединить собственность и усилия против конкурентов. Да что там – в хозяйстве, которым управляет Алишер Усманов и его “Металлоинвест”, до сих пор не заведено консолидированной отчетности. С таким ли капиталом противостоять Митталу и покупать компании стоимостью $30 млрд? Оттого и миллиардеров из России продолжают воспринимать как невероятно удачливых внезапно разбогатевших чудаков. Надолго ли – зависит от того, как скоро бизнес выучит урок Arcelor.