Жара хуже холода


Последняя зима запомнилась многим москвичам тем, что работать периодически приходилось в полутьме: из-за холодов нагрузка в столичной энергосистеме в течение нескольких январских дней превышала максимально допустимые 16 000 МВт и энергетики вынуждены были ограничить потребление (в частности, отключали свет в офисах).

Но жара несет не меньше опасности, предупредил вчера Анатолий Чубайс. Из-за высокой температуры ситуация в Москве и Московской области близка к аварийной, рассказал он вчера журналистам. “Мы даже хотели объявить режим высоких рисков в московской энергосистеме, однако отказались от этого”, – цитирует Чубайса “Прайм-ТАСС”. Глава РАО ЕЭС вновь сослался при этом на нехватку мощностей – многие подстанции и электростанции находятся на ремонте – и вновь напомнил о необходимости эти мощности строить.

По данным Росгидрометцентра, жаркая погода в Москве установилась 13 июня. Температура в этот день поднялась до +25–27 градусов. Пик пришелся на 22 июня (до 30–32 градусов). Вчера в Москве было 28,4 градуса.

В жару увеличивается энергопотребление – работает много охладительных приборов, рассказывает советник гендиректора Мосэнергосбыта Сергей Козловский. Но летом зависимость потребления от погоды установить сложно, отмечает он: пока что пик нагрузки пришелся на 16 июня, когда температура была всего 14,5 градуса.

Зимой и летом у энергетиков разные проблемы, объясняет представитель РАО ЕЭС Марита Нагога. Зимой из-за необходимости вырабатывать тепло на пределе работает генерация (в Москве этот предел – 16 000 МВт). Летом потребление ниже – порядка 10 000 МВт днем, объясняет Нагога. Но жара бьет по сетям: провода провисают, при соприкосновении с ветвями деревьев возникают замыкания. Кроме того, зимой трансформаторы охлаждаются естественным путем, а летом таким же естественным путем нагреваются. На нескольких подстанциях низкого напряжения были короткие замыкания, но отключений удалось избежать, рассказывает Нагога.

“Не скажу, что сейчас ситуация похожа на ту, что была перед блэк-аутом (когда в конце мая прошлого года без электричества осталось пол-Москвы и несколько соседних регионов. – “Ведомости”), но риск аварий высок”, – говорит представитель Московской электросетевой компании Александр Шапочкин. Проблема, по его словам, в том числе и в том, что многие сети ремонтируются. “Ремонт сетей разрешен только весной, летом и осенью. Но ранней весной и поздней осенью проведению работ мешают дожди, так что наибольшее количество сетей на ремонте находится именно летом”, – объясняет Шапочкин.

По прогнозам Росгидрометцентра, в ближайшую неделю жара в столице спадет, средняя температура составит 20 градусов. Грозовых дождей не ожидается. Долгосрочных прогнозов Росгидрометцентр не дает.

Чубайс не преувеличивает насчет “предаварийной ситуации”, отмечает Виктор Кудрявый, в прошлом главный инженер “Мосэнерго” и замминистра энергетики. “С 1997 г. никто не вкладывался в московские сети, подстанции и станции, а теперь все бьют тревогу”, – возмущается он.

Прошлогодняя авария на подстанции Чагино научила руководство РАО признавать, что аварии возможны, говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов: “Это честно и правильно и, с одной стороны, полезно Чубайсу, так как позволяет ему в случае аварии сказать: я предупреждал. С другой стороны, это может обернуться против него – вскоре люди начнут спрашивать: а почему у нас постоянная угроза аварии?”