“Роснефть” купила порт


Роснефть” купила у “Альянса” 97,51% акций Находкинского нефтеналивного морского торгового порта, сообщили вчера компании в совместном заявлении. Госкомпания хорошо знает этот актив. Через него “Роснефть” поставляет нефтепродукты со своего Комсомольского НПЗ в США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Более того, “дочке” госкомпании “Роснефть-Находканефтепродукт” принадлежит резервуарный парк порта, отмечает представитель “Роснефти”. Он добавляет, что объединение всех портовых активов дает возможность увеличить эффективность всего перевалочного комплекса.

Сумму сделки в “Роснефти” и “Альянсе” раскрыть отказались. Порт был куплен на рыночных условиях, лишь сказала представитель “Альянса” Ольга Сергеева. Если оценивать порт на основе сделок по покупке портов за последние несколько лет, он может стоить $50–60 млн, подсчитал аналитик “Центринвестгруп” Михаил Ганелин. Впрочем, он считает, что “Роснефть” заплатила около $30 млн. “Порт недозагружен: в прошлом году при мощности перевалки в 12 млн т нефти через него прошло лишь 6 млн т”, – объясняет эксперт.

“Альянс” изначально покупал Находкинский порт в 2002 г. для перепродажи “Роснефти”, утверждает Сергеева. За четыре года компания решила проблемы с управлением предприятия, провела реконструкцию нефтепирса, расширила сферу услуг, рассказывает она. “Технологически порт не связан с нашими активами, всю нашу продукцию на Дальнем Востоке мы реализуем через сеть сбытовых предприятий во Владивостоке”, – отмечает Сергеева. Средства от продажи, по ее словам, “Альянс” собирается направить на реконструкцию своих НПЗ и развитие сети АЗС на Дальнем Востоке.

“Наличие собственного порта позволит “Роснефти” увеличить рентабельность экспорта нефтепродуктов”, – говорит аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. А если конечный пункт трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан окажется близ Находки, то “Роснефть” получит дополнительное преимущество, так как сможет переваливать через порт свою нефть из Восточной Сибири, а при наличии свободных мощностей – и чужое сырье, отмечает эксперт. Кроме того, в порту “Роснефть” могла бы построить новый НПЗ, напоминает Борисов.

“Владеть портами очень выгодно”, – соглашается представитель “Лукойла” Дмитрий Долгов. Его компании принадлежит три нефтеналивных порта: в Калининградской, Ленинградской и Архангельской областях. “Мы ни от кого не зависим: не платим за перевалку и модернизируем порты по своему усмотрению, – говорит Долгов. – А если есть свободные мощности, еще и зарабатываем на чужих грузах”. Но не все нефтяные компании считают необходимым покупать экспортную инфраструктуру. “Мы считаем, что для ТНК-BP эффективнее использовать услуги сторонних подрядчиков, чем включать в компанию непрофильные активы”, – говорит представитель ТНК-BP Иван Гоголев.