Саввиди зовет на акцизную войну


Вчера представители девяти табачных фабрик, среди которых “Лиггетт-Дукат” (принадлежит британской Gallaher), “Балканская звезда” (принадлежит франко-испанской компании Altadis), “Донской табак”, “Нево-Табак” и проч., представили альтернативный вариант взимания акциза в 2007 г. Ко второму чтению поправок к Налоговому кодексу, которое должно состояться в начале июля, перечисленные фабрики, которые, по данным агентства “Бизнес Аналитика”, занимают в натуральном выражении 30,9% национального рынка, предлагают следующую схему: 85 руб. за 1000 шт. плюс 5% от МРЦ для сигарет с фильтром и 38 руб. за 1000 шт. плюс 5% от МРЦ для сигарет без фильтра. Акциз не должен быть ниже 20% от максимальной розничной цены. Таким образом, фабрики предлагают установить адвалорный, а не специфический (как в правительственном варианте) ограничитель, что переложит львиную долю налогового бремени отрасли на производителей дорогих сигарет.

По расчетам одного из участников рынка, “предложение девяти фабрик” увеличит долю акциза в суперпремиальном ценовом сегменте (от 27 руб. за пачку) с 10,8% (как в варианте Минфина) до 20%, в премиальном (22–27 руб.) – с 9,1% до 20%, в субпремиальном (14–22 руб.) – с 11% до 20%, в среднеценовом сегменте (10–14 руб.) – с 14,8% до 20%, а вот в низкоценовом сегменте (5–10 руб.) доля акциза изменится незначительно – с 21,3% до 24,5%. “При этом, – отмечает собеседник “Ведомостей”, – общая сумма акцизных сборов вырастет на 64%, тогда как [первый заместитель министра финансов Сергей] Шаталов декларировал лишь 30% увеличения в 2007 г.”.

Но авторов альтернативного предложения (оно уже внесено в Госдуму) это не смущает. “Если можно собрать в бюджет больше, почему бы этого не сделать?” – говорит депутат Госдумы от “Единой России” и владелец фабрики “Донской табак” Иван Саввиди. “Эта система позволит увеличить налоговые поступления не менее чем на 5 млрд руб.”, – вторит ему генеральный директор фабрики “Нево-Табак” Олег Амиранов. “Предложенная правительством схема, – рассуждает управляющий директор “Лиггетт-Дукат” Джейсон Конкин, – приведет к резкому увеличению налогового бремени в низкоценовом сегменте, а подорожание этих сигарет даже на один рубль может привести к контрафактному производству. А наша схема позволит этого избежать”.

Впрочем, представители “большой тройки” – Philip Morris, British American Tobacco и Japan Tobacco International так не считают. По словам директора по корпоративным вопросам Philip Morris Роберта Мэя, его компания поддерживает правительственный вариант, так как он “устанавливает минимальную величину акцизного налога (не менее 115 руб. за 1000 сигарет), базирующуюся на количестве, а не на цене, и это реалистичная налоговая политика, которая принимает во внимание текущую ситуацию на российском рынке”. С Мэем согласен и советник управляющего директора “БАТ-Россия” Владимир Аксенов: “Предложенная схема вызовет бурный рост цен сигарет высокого ценового сегмента, что неминуемо приведет к контрабанде и контрафакту. В нашем портфеле около 60% сигарет среднеценовых и дешевых марок, но мы поддерживаем правительственный вариант, так как считаем его более справедливым”. Наиболее рациональна позиция JTI. “Мы считаем, что необходимо пересмотреть размер специфической ставки и минимального размера акциза в сторону понижения на 5–10 руб. С одной стороны, это позволит увеличить бюджетные поступления от табачного акциза на 30%, а с другой – более сбалансированно распределит налоговую нагрузку среди игроков”, – говорит управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин.