Секрет долголетия


Сегодня двукратный олимпийский чемпион и трехкратный обладатель Кубка Стэнли живет на три континента: его винодельческие хозяйства – в Австралии и Калифорнии, а продается вино в США и Европе. В июне Игорь Ларионов приехал в Россию, чтобы представить продукцию своей компании Triple Overtime Wine на выставке калифорнийских вин, организованную посольством США.

На выставке Игорь и его вина были нарасхват, так что поговорить было невозможно: мы решили встретиться через несколько дней. Ларионов предупредил, что приехал в Россию вместе с женой и тремя детьми, не хочет разбивать свой день и надолго оставлять их одних, но готов встретиться за завтраком, «пока они спят».

Наш разговор начался в 9 утра в «Кофемании» на Кудринской площади. После небольших размышлений мы оба выбрали овсяную кашу на воде и зеленый чай. Необычное место, необычное время, необычное меню для разговора с виноделом, но все это не помешало – Игорь оказался прекрасным рассказчиком.

Наша беседа начинается с того, о чем говорят в эти дни все без исключения виноторговцы в России: о катастрофе с новыми акцизными марками. Их не хватает, и в результате с 1 июля торговля импортным алкоголем может остановиться. Ларионова эта проблема тоже коснулась: партия его вина, предназначенная для поставки в Россию, вот уже на шесть месяцев зависла в Латвии. «Больше всего меня беспокоит, в каких условиях хранилось вино, – тревожится он. – Мне прислали отчет, что все необходимые условия соблюдаются. Но как на самом деле?»

Головотяпство российских чиновников, от которого Ларионов уже отвык за 17 лет жизни за границей, сорвало интереснейший проект, который хозяин Triple Overtime Wine планировал на сентябрь. Молодой предприниматель договорился с пятью лучшими шеф-поварами США, включая Томаса Келлера, что они приедут в Россию и устроят благотворительный гала-ужин, чтобы познакомить нашу элиту с современным американским кулинарным искусством в сопровождении вин Triple Overtime Wine.

«Когда я приезжаю в Россию, то часто слышу, что в Калифорнии не умеют делать хорошее вино, – говорит Ларионов. – Но весь мир уже знает, что это не так. Вот и Financial Times только что написала, что калифорнийские вина в слепой дегустации опять победили французские».

Ларионов заинтересовался вином в 1992 году, приехав на один сезон играть за хоккейный клуб швейцарского города Лугано. У Игоря стало гораздо больше свободного времени: матчи проходили всего дважды в неделю, длинных перелетов не было. А у болельщиков HC Lugano была традиция: дарить игроку за красивый гол или пас бутылку-другую. Ларионов начал пробовать вина, сравнивать их, читать о них…

Вернувшись в Штаты, он не оставил своего нового увлечения. Переехав в Детройт и начав выступать за команду Detroit Red Wings, хоккеист свел знакомство с крупным винным торговцем из Мичигана Майком Дэвисом, а через него – с лучшими виноделами США и Австралии. «Я приглашал их на игры Red Wings, приводил после матчей в раздевалку, им было интересно – ведь для них это совершенно другой мир», – вспоминает Ларионов.

Постепенно хоккеист осознал, что вино для него не просто увлечение, а новое дело, с которым он свяжет свое будущее. В 2002 году, еще продолжая карьеру профессионального игрока, Ларионов создает компанию Triple Overtime Wine и вкладывает в новый бизнес собственные средства – $1 млн. 40% новой компании Ларионов отдал Майку Дэвису. «Когда я объявил, что предлагаю ему 40% в компании (не требуя при этом финансировать эту долю), он был счастлив, – говорит Ларионов. – Но в конечном счете все это оправдается, потому что мы строим бизнес не на один год, а Майк из той редкой породы людей, на которых можно во всем положиться».

Дэвис отвечает в компаниии за сбыт. Ларионов – за связи с виноделами, продвижение марки и стратегию. А стратегия у молодого предпринимателя очень четкая. Он хочет собрать «портфель» вин разных производителей из разных регионов мира, отличающихся наилучшим соотношением «цена/качество» – в нем уже продукция 13 виноделен. Помимо этого, по заказу Ларионова специалисты из Калифорнии и Австралии производят фирменные вина, причем Игорь лично участвует в финальной дегустации и делает выбор.

Свое первое вино Ларионов назвал Triple Overtime – в честь исторического гола, забитого им 8 июня 2002 года в третьем овертайме третьего матча серии плей-офф Detroit Red Wings против Carolina Hurricanes. Ларионову было 42 года, и он вошел в историю НХЛ как самый возрастной игрок, забивший гол в плей-офф. Вино из винограда шираз, сделанное знаменитым австралийцем Кевином Митчеллом, было очень хорошо принято рынком, и Ларионов решил выпускать под брендом Triple Overtime вина в разных регионах. В Австралии Митчелл делает для него шираз, каберне совиньон, гренаш и рислинг. В США линейка вин Triple Overtime будет еще шире. «Буквально в эти дни в Калифорнии мы разливаем шардоне из региона Russian River, – рассказывает Ларионов. – Винодел – молодой талантливый парень, его продукция продается в розницу в США по $40 и получила очень хорошую прессу. Поэтому, чтобы избежать конфликта интересов, я не указываю его имя на этикетках своего вина, ведь Triple Overtime будет стоить $20–25».

Другие вина знаменитого игрока тоже носят «хоккейные» названия. Hattrick («Три гола в одном матче») – купаж из каберне совиньон, мальбек, каберне фран и мерло – его делает калифорнийское хозяйство Leal Estate. Это самое дорогое вино Ларионова: цена на Hattrick в американских магазинах – $55–60. Slap Shot («Щелчок») тоже выпускает Кевин Митчелл в своем хозяйстве в Южной Австралии Kilikanoon. Следом появится вино Off Season («Межсезонье») – шардоне без выдержки в бочке за $10–12 в розницу.

Главные рынки сбыта для Triple Overtime Wine – США и Канада, Россия, Швейцария и Швеция, где прекрасно помнят Ларионова-хоккеиста. Ларионов не мечтает о массовом производстве. Hattrick даже в перспективе не будет выпускаться больше 1000 ящиков (по 12 бутылок) на все рынки.

«Я за него не волнуюсь – оно уйдет по частным клиентам, – рассказывает предприниматель. – Но ситуация с марками в России меня пугает. Я мог бы продать то, что зарезервировано на Россию, в другие страны. Но раз уж я встал на этот путь, то я с него не сверну и пойду до конца, до победы: так я играл в хоккей, так собираюсь действовать и здесь».

Условия Ларионова – чтобы в розницу в России его вина стоили не дороже, чем на $10 по сравнению с США. Раньше он работал с компанией «Симпл», сейчас нашел нового партнера – компанию IVV. Покупать собственные хозяйства Ларионов пока не хочет, но раздумывает над тем, чтобы взять виноградники в аренду на несколько лет и, возможно, нанять собственного винодела.

Казалось бы, хоккеисту-виноделу сам бог велел продавать айсвайн (десертное вино, которое производится из подмерзшего винограда, собранного поздней осенью). Но Ларионов пока не уверен в коммерческих перспективах этого проекта: «В Северной Америке айсвайн делают в Канаде, и оно довольно дорого в производстве. Я не уверен, насколько оно будет востребовано в России – все-таки винный рынок страны пока находится в стадии становления».

Еще больше скепсиса у предпринимателя по поводу фирменной водки: «Мичиган – 

рабочий штат, а водку пьют везде одинаково. У меня хорошие отношения с компанией «Союз-Виктан», и они готовы сделать для меня водку хай-премиум – у меня уже и название есть. А с помощью Майка я легко мог бы продавать большие объемы водки. Но так как я сам водку почти не пью и, раз уж начал с вина, пока не хочу ломать свой имидж, бросаться из стороны в сторону».

О вине, виноделах и виноградниках Ларионов рассказывает взахлеб, названия калифорнийских хозяйств сыплются одно за другим – я уже окончательно потерялся в этой географии, а Игорь продолжает живописать, какой виноградник с каким граничит и чем урожай 2004 года отличается от 2005-го. Кстати, скоро калифорнийские виноградники станут для него гораздо ближе: семья Ларионовых продает свой дом в Детройте и переезжает в Лос-Анджелес.

«Старшая дочь поступает в местный университет, – объясняет выбор Игорь. –

А мне будет гораздо проще посещать винные хозяйства: не нужно проводить по пять-шесть часов в самолете, сел в машину – и вскоре на месте».

Но очередной переезд означает и очередной урон винной коллекции Ларионова. В ней было 700 бутылок – осталось около 250. «Приходится «уничтожать» коллекцию, чтобы не везти ее всю на другой конец страны: выпиваем наименее ценное, и все равно обидно, потому что это не вина на каждый день, – говорит Игорь. – Но ничего, потом все наверстаю: в новом доме у меня будет хранилище на 1000 бутылок».

Закончив карьеру профессионального хоккеиста и выбрав путь винодела, Ларионов отклонил два предложения стать главным тренером клубов НХЛ – из Анахайма и Финикса. Но с хоккеем порывать не собирается: «Судьба российского хоккея мне небезразлична, может, я смогу быть ему полезен – например, как консультант: я имею возможность посещать матчи НХЛ, просматривать игроков». Один из самых титулованных хоккеистов в мире проводит четыре детских турнира своего имени: по два в России и в США.

«Сегодня хоккей и вино занимают приблизительно поровну моего времени, потому что семилетний сын увлекся хоккеем, – рассказывает Ларионов. – Раз-два в месяц я выхожу на лед – помочь. Но в целом стараюсь в процесс его тренировок не вмешиваться – потому что это будет несправедливо по отношению к другим детям. Правда, у нас есть пара ворот в гараже, так что есть где с ним позаниматься».

После окончания спортивной карьеры «винная» норма Ларионова не изменилась: два-три бокала в день. «Это нормально. Роберту Мондави (знаменитому американскому виноделу) 92 года, он в день выпивает литр вина и проплывает милю в бассейне, – говорит с улыбкой Ларионов. – Так что алкоголь и здоровый образ жизни абсолютно совместимы. И я авторитетно могу заявить: выпивайте в день по два бокала вина, и вы сможете играть в хоккей в НХЛ до 44 лет».