Спасать “Букер”


Прошлый год стал для “Букера” знаменательным и в некотором роде поучительным. Массу критики навлек на себя председатель жюри Василий Аксенов, оставивший в лонг-листе из почти 60 номинированных произведений всего 22 – причем за бортом осталось и несколько достойных имен. Далее – скандальная история о том, как Аксенов, не согласившись с выбором своего же жюри, отказался объявлять имя лауреата Дениса Гуцко, откровенно обидевшись за своего фаворита Анатолия Наймана. После литературных разборок “Букер” заявил о смене спонсора: вместо “Открытой России” Ходорковского финансировать премию стал международный нефтегазовый концерн BP.

Подобные дрязги и перемены можно было компенсировать в будущем лишь безукоризненно подобранным жюри и строгим выполнением процедур. Так и произошло.

Нынешнюю судейскую коллегию составили писатель Александр Кабаков (председатель жюри), литературовед Дмитрий Бак, поэт Тимур Кибиров, прозаик Роман Солнцев и “свежая голова” – журналист Светлана Сорокина. Желание избегнуть интриг и ненужных подозрений проявилось уже при составлении лонг-листа. За всю 15-летнюю историю существования “Русского Букера” список получился едва ли не самым длинным и потому объективным.

В числе претендентов на премию – Василий Аксенов (“Москва-ква-ква”), Петр Алешковский (“Рыба”), Юрий Арабов (“Флагелланты”), Лев Гурский (“Никто, кроме президента”), Ольга Славникова (“2017”), Светлана Шенбрунн (“Пилюли счастья”), Алексей Слаповский (“Заколдованный участок”). Из радикальных и политизированных – антиутопия Павла Крусанова “Американская дырка”, беллетристика Юлии Латыниной “Ниязбек”, жесткая работа члена НБП Захара Прилепина “Санькя”.

За главного эпика и в некотором роде историософа выступил модный Максим Кантор с двухтомником “Учебник рисования”.

Из романов с элементами документальной прозы и воспоминаний в список вошли Инна Лиснянская (“Хвастунья”), Валерий Попов (“Горящий рукав”), Дина Рубина (“На солнечной стороне улицы”), Ольга Трифонова (“Сны накануне”). Книга Дмитрия Быкова “Борис Пастернак” (лауреат премии “Национальный бестселлер”) в букеровский лист не попала. Как справедливо пояснил Александр Кабаков, эта значительная работа относится все же больше к биографии и исследованию, чем к роману.

Из качественной массовой литературы выдвинут роман “Грибной царь” Юрия Полякова. Другие востребованные массовым читателем авторы – такие, как Александр Проханов, Владимир Сорокин и Алексей Иванов, – в списке не значатся, хотя в премиальные временные рамки они укладывались: в период с июня 2005 по июнь 2006 г. у каждого из этих авторов книги выходили. Как пояснил Александр Кабаков, их просто никто не номинировал (правом выдвижения произведений обладают толстые журналы, издательства, несколько крупных университетов и библиотек).

Главное в нынешнем списке то, что он действительно отражает современное состояние романного жанра в России. Следуя этой логике, жюри не стало проявлять снобизма и фильтровать произведения “по вкусу”. Из 49 журнальных публикаций и книг в лонг-лист не вошло всего восемь произведений – по причине банальной графомании.

Конечно, все покажет шорт-лист – шесть финалистов премии назовут 4 октября. Но, учитывая особую настроенность нынешнего жюри, выбор вряд ли будет провокативным и сомнительным.