Туземцы в Париже


Как Центр современного искусства навсегда связан с именем Помпиду, а пирамида Лувра – с годами правления Миттерана, Музей на набережной Бранли будет памятником эпохи Ширака. И французы уже назвали его лучшим, что останется после правления президента.

Именно Ширак, давний ценитель «примитивных искусств», придумал концепцию музея и десять лет внимательно следил за реализацией этого проекта, на который было потрачено 235 млн евро. Новое собрание возникло в результате слияния коллекций Музея искусства Азии и Океании и этнографического Музея Человека, в его основе – политическая идея: вернуть культурам, которые Запад так долго недооценивал, принадлежащее им место, утвердить универсальность человеческого гения.

Автором проекта нового музейного комплекса стал Жан Нувель, первый архитектор Франции. Он блестяще справился с трудной задачей: вписаться в окружающую среду и одновременно передать дух этих самых таинственных цивилизаций. По словам Нувеля, экспонаты музея нельзя рассматривать как традиционные произведения искусства, большинство из них остаются предметами религиозного, ритуального назначения.

Прозрачная стена вдоль Сены, отгораживающая музейный ансамбль от города, вместе с тем ничего не скрывает, реализуя идею «присутствия – отсутствия», типичную для Нувеля. Сам комплекс состоит из четырех зданий, выражающих основные принципы архитектуры этого мастера: текучесть, незавершенность, растворение в природе, игра с материей. В середине – главное здание, оно будто нависает на сваях над садом, повторяющим своим изгибом линию Сены. По фасаду разбросаны разноцветные «сценографические» коробки разных размеров – ниши для созерцания особо ценных экспонатов. Административный корпус скрыт от глаз экзотическими вертикальными садами. Третье здание, из стекла и металла, где расположена медиатека, уже окрестили Самураем – торчащие вдоль фасада солнцезащитные красные сваи Нувель создавал, вдохновляясь самурайскими мечами. Четвертое здание (там находятся реставрационные мастерские и книжный магазин) украшено росписями австралийских художников-аборигенов.

Первые дни Музей на набережной Бранли находился в кольце нескончаемого людского потока. Несколько часов ожидания – и вот попадаешь внутрь. Тут оказывается, что вместо обещанного сада, в котором «утопает здание», вас встречают всего несколько деревьев, во всяком случае, с видимой для посетителей стороны – ведь строительство музея не завершено, и галерея с выходом в сад, театр и ресторан-панорама «Тени» еще закрыты. Но это единственное разочарование, которое вас ожидает.

Чтобы достичь экспозиции, поднимаешься по длинному лабиринту, напоминающему русло реки. Это почти ритуальное восхождение: под ногами встроенные в пол видеоинсталляции экзотических цветов и пейзажей или поверхности океана, по стенам видеофильмы о жизни других цивилизаций. Экспозиция не делится на залы, культуры разных стран сосуществуют в едином пространстве. Приглушенный свет подчеркивает «сакральный» характер представленных коллекций.

И только в темноте можно по-настоящему убедиться в гениальности Нувеля – ночью между плоскостями здания, как его естественная составляющая, всплывает светящийся силуэт Эйфелевой башни. А на земле ей вторит так называемое озеро света – все пространство вокруг музея заполняют зеленые, синие, белые светящиеся тростники.

Музей на набережной Бранли/ Musеe du quai Branly, тел. + 33 01 56 61 70 00, сайт: www.quaibranly.fr