ВЕКТОР


Сохранение лица

Признать поражение всегда сложно, хочется выйти из битвы, сохранив лицо. Этим сейчас занимается Алексей Мордашов, чье предложение по слиянию с Arcelor перебил Mittal Steel. Иначе зачем, уже практически проиграв, Мордашов все же выступил в среду перед депутатами французского парламента? Да и сама “Северсталь” вчера заявила, что по-прежнему рассматривает “все возможности относительно Arcelor”. Одна из этих возможностей очевидна, и она самая простая: выйти из сделки, получив свои 140 млн евро компенсации. Чем дальше, тем она кажется более вероятной. Откуда взяться другим возможностям, в “Северстали” объяснить не могут. Мордашов не убедил французских парламентариев, что у него есть деньги, чтобы перебить предложение Mittal Steel. А “Северсталь” объявила, что у нее нет договоренностей с какими-либо партнерами о совместном предложении. Значит, Роман Абрамович в этой сделке Мордашову так и не поможет. Интрига может пропасть уже сегодня, если против сделки с “Северсталью” на собрании проголосуют более 50% акционеров Arcelor. В противном случае придется ждать 12 июля – до этого числа Mittal Steel продлил оферту на акции Arcelor. Если на нее откликнется большинство акционеров Arcelor, в сделке с Мордашовым наконец-то будет поставлена жирная точка. Пока индуса поддерживают большинство крупных акционеров, и если чуда не случится, то компания Arcelor Mittal все же будет создана.

Имя исчезнет, доходы останутся

“Сибнефть” прощается с наследием чукотского губернатора Романа Абрамовича. Тот в прошлом году решил выйти из нефтяного бизнеса и продал “Газпрому” 72% акций “Сибнефти”. Первым делом газовая монополия начала избавлять новый актив от имиджа компании, связанной с Абрамовичем. Она получила новое название – “Газпром нефть” и новую прописку – сейчас компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге, а не в Омске, как раньше. А теперь “Газпром нефть” постарается отмежеваться от бывшего владельца в его вотчине. Она ликвидировала 100%-ную “дочку” – “Сибнефть-Анадырь”. Правда, последствия этого шага для Чукотки не будут столь же драматичными, как для Омска, потерявшего из-за перерегистрации “Сибнефти” львиную долю доходов бюджета. Чукотский бюджет сильно зависит от нефтяной компании, налоги которой последние пять лет были основным источником дохода округа (он на 60% состоял из налога на прибыль “Сибнефти”). Но в компании уверяют, что работу на Чукотке “Газпром нефть” не свернет, а значит, без ее денег округ не останется. Это станет неплохим утешением губернатору, который во время визитов на подведомственную территорию больше не увидит знакомого логотипа.

Киргизская рокировка

Вчера Altimo (телекоммуникационная “дочка” “Альфа-групп”) объявила о покупке киргизской компании Sky Mobile, недавно получившей третью лицензию на сотовую связь в стране (см. статью на стр. Б8). Российская компания “Резервспецмет”, которую на рынке ассоциируют с той же Altimo, сейчас де-факто контролирует крупнейшего киргизского сотового оператора “Бител”, занимающего 90% сотового рынка страны. А МТС, заплатившая $150 млн за контрольный пакет “Битела”, судится с “Резервспецметом”, пытаясь вернуть этот актив. Выходит, что у структур, аффилированных с “Альфой”, теперь два из трех GSM-операторов Киргизии, а третий – “Бимоком” – принадлежит питерцам Дмитрию Ивантеру и Владимиру Андросику. Очевидно, Sky Mobile куплена для перепродажи “Вымпелкому” – “Альфа” операторской деятельностью не занимается. Правда, до этого “Альфе” придется развить этот актив. Но, похоже, с этим проблем не будет – киргизский регулятор предупредил “Бител” о плохом качестве связи, пригрозив отзывом лицензии. Если бы это произошло сейчас, это было бы на руку в первую очередь компании Ивантера и Андросика – им принадлежит единственная работающая GSM-сеть в стране, кроме “Битела”, и “Бимоком” смог бы претендовать на всех GSM-абонентов. А вот отзыв лицензии у “Битела” через полгода был бы на руку и “Альфе”, которая смогла бы получить значительную долю его абонентов и выгодно перепродать Sky Mobile “Вымпелкому”.