Здесь был Дионисий


Типичный образец греко-римского театра, построен в таком-то веке». Щелкнув фотокамерами, люди послушно перемещаются к следующему объекту, обозревая архитравы, капители и фронтоны. Редко чей любопытный взгляд остановится на затейливых значках в основании скамей театра и узнает буквы, выученные еще в школе: вот этот треугольничек –дельта, то есть Д, а эта, похожая на наше Е, – сигма, значит, С. И уж точно не всякий сообразит, что это инициалы посетителей театра, которые те нацарапали на скамьях полторы тысячи лет назад, чтобы «застолбить» свои места!

В античных театрах существовали входные билеты (кружочки или многогранники из обожженной глины), которые сегодня можно увидеть, например, в музее при древнеримском театре в Аспендосе. Но эти глиняные жетоны давали право только на вход, а вот место каждый должен был «забить» самостоятельно.

Далеко не все, впрочем, стремились оставить на камне свои инициалы – в Аспендосе их практически нет (историки затрудняются в точности объяснить почему). Зато в театре, возвышающемся над руинами Милета, очень много «приватизированных» мест, и они даже образуют группы. Так молодежь метила места, чтобы не сидеть со стариками, аристократы – дабы не оказаться рядом с простолюдинами, а представители политических партий хотели находиться только рядом с единомышленниками. Если отсчитать в Милетском театре третий левый ряд снизу, то в проходе между сиденьями можно прочесть размашистую надпись, оставленную зрителями скачек на колесницах: «Места «голубых» ювелиров». Здесь нет, конечно же, никакой двусмысленности, все предельно просто: каждую команду колесниц поддерживали свои болельщики, называвшиеся по цвету одежды возничих: венеты (голубые), прасины (зеленые), левки (белые) и русии (красные). Со временем остались только две сильнейшие команды: «голубые» и «зеленые». Те и другие имели выборных руководителей, свою казну и даже вооруженные отряды молодежи. Потребовалось немного времени, чтобы любители спорта образовали политические партии. На стороне «зеленых» были в основном крупные землевладельцы и аристократы, а на стороне «голубых» – богатые купцы, из которых наиболее влиятельными были ювелиры. Места, зарезервированные одной из политических фракций Милета, – это живое напоминание о том, что театр был не только местом развлечений, но и плацдармом политических баталий.

«Приватизировали» места не одни посетители театров. Находясь в развалинах Приены, пытливый турист может вооружиться палкой (чтобы распугивать змей) и спуститься к подножию древних развалин. Здесь в древности находились гимнасий (спортивная школа), стадион и помещение для тренировок в плохую погоду. В лутроне (прототип душевой) сохранились головы львов, заменявших краны: из их разинутых пастей текла вода. Здесь же множество надписей типа «Это место Дионисия».

Среди граффити встречаются отнюдь не только имена. В храме Аполлона в Дидиме, где находился знаменитый оракул, «клиенты», томившиеся в ожидании предсказаний, прочерчивали на камнях у подножий колонн поля для игр, напоминающих нарды. А в Эфесе, примерно в середине центральной Мраморной улицы, ведущей к театру от ворот Адриана и библиотеки Цельса, с левой стороны можно рассмотреть нацарапанную на плитах древнюю рекламу. Она изображает фигуру женщины, сердце и левую ногу. Расшифровывается так: впереди слева заведение с женщинами, где сердце успокоится...