“Газпром” заменит РАО ЕЭС


“Газпром” намерен сделать энергетику своим профильным бизнесом. “Существует возможность высвобождения для экспорта части объемов газа, поставляемого на внутренний рынок за счет развития угольной и атомной генерации”, – заявил в пятницу после собрания акционеров компании предправления Алексей Миллер. А его заместитель Александр Рязанов добавляет, что электроэнергетика “в большей степени, чем газовая отрасль, выходит на свободный рынок”. А раз так, то покупка долей в энергокомпаниях дает акционерам “Газпрома” возможность получить дополнительные дивиденды. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, вновь избранный в пятницу председателем совета директоров “Газпрома”, одобряет эту стратегию монополии. Он заявил, что инвестирование в энергетику является для монополии профильным бизнесом.

Сейчас “Газпрому” принадлежит более 11% акций РАО ЕЭС и блокирующий пакет акций “Мосэнерго”. Но на этом монополия останавливаться не намерена. Рязанов в пятницу заявил, что концерн хотел бы получить контрольный пакет акций в столичной энергосистеме. Кроме того, он отметил, что “Газпром” интересуется покупкой долей в территориальных генерирующих компаниях. “[Но] ОГК-1 тоже очень интересная”, – цитирует слова Рязанова “Интерфакс”. А возможность покупки оператора экспорта-импорта электроэнергии “Интер РАО ЕЭС” “Газпром” не прельщает. “Мы смотрели этот актив, он неплохой, но там нет прямой синергии”, – заявил Рязанов.

“Газпром” является одним из основных поставщиков топлива для производства электроэнергии на российском рынке, поэтому заинтересован в том, чтобы выйти на конечного потребителя, – отмечает первый заместитель председателя комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Валентин Межевич. – Кроме того, у “Газпрома” есть стратегическая цель – повысить эффективность потребления газа на внутреннем рынке”. Сенатор полагает, что “Газпром” стремится к прямому участию в управлении электроэнергетикой и поэтому будет приобретать хотя бы блокирующие пакеты акций в генерирующих компаниях.

Степень участия “Газпрома” в электроэнергетике во многом зависит от мнения антимонопольных органов, дающих разрешение на одобрение сделок в экономике, замечает сотрудник РАО ЕЭС. По его словам, у самого РАО желание “Газпрома” скупать активы в электроэнергетике возражений вызвать не может. “Мы приветствуем всех инвесторов, готовых вложить средства в развитие генерирующих мощностей”, – утверждает он.

Лишь в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) осторожно комментируют планы “Газпрома” по экспансии в электроэнергетику. Они “требуют очень серьезного анализа”, заявил “Ведомостям” замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Он подчеркивает, что покупка “Газпромом” пакетов акций в ТКГ и ОГК может создать угрозу равной конкуренции на рынке.

Но Межевич уверен, что угрозы для конкуренции не будет, так как в результате реформы в электроэнергетике “создаются более двух десятков генерирующих компаний”: “Поэтому “Газпром” никак не может быть монопольным производителем электроэнергии”.

Аналитики разошлись во мнениях относительно планов “Газпрома”. Дмитрий Лукашов из “Атона” убежден, что “Газпрому” не нужно идти в электроэнергетику. “Норма прибыли в газовом бизнесе выше, чем в энергетике”, – поясняет он. Но Владислав Метнев из “Тройки Диалог” считает, что в условиях возможной либерализации газового рынка и расширения доступа к нему независимых производителей газа “Газпром”, скупая активы в электроэнергетике, “хочет гарантировать себе обеспечение монопольных позиций на будущее”.