Консультант с копытом


Вообще-то приятно, что кино в России начинает пользоваться безумным спросом. Соответственно, растет спрос и на кинокритику. В дни ММКФ, пусть и не в его рамках, прошла презентация книги не чуждого “Ведомостям” (читайте приложение “Пятница”) Антона Долина “Такеси Китано. Молодые годы”. Издательство – “Новое литературное обозрение”. Не успев прочитать книгу, оценю пока то, что она очень интересна своей структурой и что книг о Китано, при всей популярности этого современного японского режиссера № 1, в мире, считай, нет. Долину – громких и успешных западных переводов.

Спустя день – уже в рамках ММКФ – состоялась очень громкая премьера книги Андрея Плахова (про которого напомню, что он недавно избран президентом ФИПРЕССИ – международной федерации кинопрессы). Эгоистически приятно уже то, что кинофестиваль (в данном случае не просто российский – именно что международный) впервые столь серьезно чествовал человека профессии “кинокритик”. Ну все были – просто все. Не только собратья по профессии, но и Роднянский, Лазарук, Михалков, Давлетьяров, оба Хржановских, старший и младший, Хотиненко, Серебренников, милые моему сердцу актеры Михаил Ефремов и Чулпан Хаматова, французы, немцы, латыши, не говоря уже про супругу триумфатора, тоже кинокритика Елену Плахову – всех не упомнишь и не перечислишь. Кроме того, вдохновляет поощренная именно этой книгой вера в перспективность критической профессии. Работа Плахова выпущена издательством “Д Графикс” безумным для кинокниг тиражом в 55 000 экземпляров. И издательство планирует напечатать еще. Бестселлер, однако. С другой стороны, почему нет? Внимательно изучая кинополки в западных книжных магазинах, я не замечал там книг о кинофестивалях, тем более столь обстоятельных. Сложно написать-то: массу информации требуется добыть. Плахов объединил в своей книге и элементарные сведения о фестивалях, и комментарий для киноманов, и самые громкие фестивальные сплетни-скандалы – всё. Плахову – громких и успешных западных переводов.

Самым же крутым событием ММКФ стал показ “Мастера и Маргариты” режиссера Юрия Кары. Вот уж да: кто бы думал! Юрий Кара занял на Московском фестивале то же место, какое на Каннском занимают Дэвид Линч или Ларс фон Триер, ради фильмов которых многие на фестиваль и едут. Но раз уж у нас громкий и исключительно внутрироссийский фестиваль – то пусть обретет славу хотя бы громкого внутреннего, этакого Открытого Внутриарбатского.

Вкратце напомню содержание предыдущих серий. Многие советские режиссеры, когда взошла звезда возможности, мечтали экранизировать “Мастера и Маргариту”. Среди них – Владимир Наумов, Эльдар Рязанов и Элем Климов, глава революционного Союза кинематографистов 1980-х, большой талант, которому разрешение в итоге и дали. Под разрешением в данном случае надо понимать то, что государство в лице существовавшего тогда Госкино (ставшего ныне частью Министерства культуры) одобрило проект и согласилось финансировать. Но пока Климов раскачивался, настырный в те годы Юрий Кара (“Завтра была война”, где он – первым! – обнажил грудь Натальи Негоды, “Воры в законе”, “Пиры Валтасара”) взял и снял. Одним из первых же договорившись с независимым продюсером. Но продюсеру что-то не понравилось: фильм на двенадцать с половиной лет был заперт в сейф. Кайф: сенсацией ММКФ XXI века в момент подъема российского продюсерского кино становится так называемый кооперативный фильм (так презрительно именуют нашу кинохалтуру начала 1990-х), сделанный на пленке типа “Свема” или “Шостка”, выцветшей еще до того, как на ней начали снимать. Кстати, публике еще до просмотра объявили, что будет продемонстрирована не итоговая, а так называемая рабочая версия фильма. Известно, что существуют и 4-часовой, и 6-часовой варианты фильма Юрия Кары.

Ажиотаж был дичайшим. На сцену вышла сама исполнительница роли Маргариты Анастасия Вертинская, которая в фильме отважно обнажилась. Никакие аккредитации не позволяли пройти в зал. У входа установили дополнительные металлоискатели – из-за пристрастного осмотра приглашенных показ задержался на час с лишним, начавшись в пятницу около полуночи. По ходу сеанса по залу важно, наконец-то получив ответственное задание, шныряли охранники, преследуя тех, кто доставал мобильники, – чтобы негодяи не списали фильм и не передали пронырливым пиратам.

И знаете, что скажу? То, что, во-первых, из уважения к авторам фильма не буду рецензировать его “рабочий материал” – пусть уж завершат дело. Что, во-вторых, фильм, вопреки Юрию Каре, выглядит истинно радикальной экранизацией романа Булгакова в жанре “трэш” (неизвестном у нас в момент создания картины в начале 1990-х). Что, в-третьих, он замечателен, при всех своих недостатках, суперактерскими работами – прежде всего Пилата – Ульянова, Иешуа – Бурляева, Воланда – Гафта, Бездомного – Гармаша, Маргариты – Вертинской и Коровьева – Филлипенко. И что он безусловно (хотя и здесь не разрешена элементарно тупейшая проблема – как изобразить на экране кота Бегемота) занятнее, забавнее и естественнее недавней телеэкранизации.

Слава трэшу, ставшему пиком ММКФ.