Мордашов не прошел

Д. Гришкин

Слияние с “Северсталью” должно было защитить Arcelor от враждебного поглощения со стороны Mittal Steel, которая еще в январе предложила выкупить компанию за $22,4 млрд. Но 25 июня из врага Лакшми Миттал превратился в друга Arcelor. Увеличив свое предложение до $33,7 млрд, индус согласился получить в объединенной Arcelor Mittal неконтрольный пакет (43,6%) и оставить председателя совета директоров Arcelor Жозефа Кинша на его посту. Совет директоров Arcelor предложение принял. С этого момента Мордашов стал для Arcelor помехой: слияние с “Северсталью” могло быть расторгнуто, только если 50% всех акционеров Arcelor высказались бы против него.

Обычно на собрания Arcelor приходит не более 35–40% акционеров. Но совет директоров компании и Миттал провели большую разъяснительную работу. Им в этом помогли инвестбанк Goldman Sachs и один из крупнейших акционеров Arcelor – Роман Залески (7,8%), который, как он признался Bloomberg, лично обзванивал других акционеров, призывая голосовать против Мордашова. Кроме того, собрание рассматривало не последнее, “улучшенное” предложение Мордашова (25% Arcelor за 89,6% “Северстали” и контрольные пакеты Severstal North America и Lucchini), а первоначальное (32,2% Arcelor с последующим увеличением до 38% за те же активы Мордашова плюс 1,2 млрд евро). Голосование в пятницу проходило по первому предложению, потому что совет директоров улучшенную оферту “Северстали” так и не рассмотрел, пояснил “Ведомостям” представитель Arcelor Жан Лазар.

В итоге 30 июня собрался рекордный кворум – 60,4%. Против сделки с Мордашовым высказались 57,9%. “Желаю всего самого лучшего Алексею Мордашову и “Северстали” и надеюсь, что мы останемся партнерами”, – заявил на прощанье глава совета Arcelor Кинш. “Северсталь” тут же официально признала поражение, сообщив, что соглашение с Arcelor прекратило свое действие.

Мордашов получит компенсацию в 140 млн евро и может сделать новое предложение – о покупке всей Arcelor на более выгодных, чем у Миттала, условиях, объяснил “Ведомостям” Лазар. В “Северстали” не говорят, используют ли эту возможность. Но российские металлурги уверены, что битва за Arcelor проиграна. “Акции Arcelor со времен оферты Миттала сильно подорожали (капитализация в пятницу составила $30,2 млрд. – “Ведомости”). Покупать их сейчас – глупость”, – считает совладелец одного из металлургических холдингов.

“С Мордашовым поступили очень цинично. Менеджмент Arcelor его использовал, чтобы выторговать более выгодные условия у Миттала”, – уверен топ-менеджер одной из металлургических групп. Гендиректор “Металлоинвеста” Максим Басов считает, что Mittal Steel действовала более эффективно. “[Миттал] нанял лучшие банки и каждый день работал с акционерами Arcelor. А Мордашов успокоился, как только подумал, что чаша весов склонилась в его сторону”.

Эксперты видят в несостоявшейся сделке и положительные моменты. “Теперь российские металлурги всерьез задумаются об объединении”, – считает сотрудник еще одной металлургической группы. Наиболее реально слияние “Северстали” и “Евраза”, полагает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. “Они имеют примерно одинаковый вектор развития, и, главное, акционеры компаний морально готовы к консолидации”, – поясняет он.