Почти Абрамович

Д. Гришкин

“Базэл” и его 38-летний хозяин Олег Дерипаска не любят рассказывать о себе и своих деньгах. За редкими исключениями, его предприятия не сообщают данные о прибыли, ограничиваясь показателями выручки. Но в этом году все изменилось. Сначала раскрыл карты “Русал”, поддавшись на уговоры своих кредиторов в проекте “Коми-Алюминий” – IFC и ЕБРР. Теперь пришла очередь и самого “Базэла”. Сегодня на его корпоративном сайте появится информация о структуре активов, их основных финансовых показателях и стоимости, рассказали “Ведомостям” в “Базэле”. Данные раскрываются не все (подробнее см. таблицу). Чистую прибыль своих компаний “Базэл” раскрыть не захотел даже для “Русала”. В 2004 г., по данным “Ведомостей”, она составляла $1,060 млрд. Не уточняются и показатели девелоперского бизнеса. “Базэл” занялся им совсем недавно, эти данные “в процессе подсчета”, уточняет источник в “Базэле”. Хотя полной картинки все равно не будет. “Мы частная компания, у нас нет таких обязательств”, – заявила в интервью “Ведомостям” гендиректор “Базэла” Гульжан Молдажанова (см. стр. А5).

Олег Дерипаска – единственный бенефициарный владелец” “Базэла”. Прошлый год все его компании закончили с выручкой свыше $13 млрд, а стоимость их активов превысила $14 млрд. “Это самая консервативная оценка”, – утверждает менеджер “Базэла”.

История этого холдинга началась в 1994 г., когда Дерипаска возглавил Саяногорский алюминиевый завод (СаАЗ). Три последующих года Дерипаска выжидал, получая долю прибыли от торговли металлом вместе с Саймоном и Дэвидом Рубенами и Львом Черным. В 1998 г. молодой бизнесмен при поддержке других менеджеров вытеснил Рубенов и Черного из совместного бизнеса и получил СаАЗ. В 2000 г. Дерипаска объединил СаАЗ с Красноярским и Братским алюминиевыми заводами Романа Абрамовича – так образовался “Русал”. А затем Дерипаска добавил к алюминию машиностроение, энергетику, финансы. Особенно Дерипаска верил в автопром – к 2001 г. он скупил большую часть автобусных заводов страны. По рассказам местных чиновников, в 2000 г. он потратил около $150 млн на скупку ГАЗа. Но это был тяжелый актив: уже в октябре 2001 г. капитализация завода не превышала $90 млн. Менеджеры “Базэла” долго не могли определиться с иностранным партнером для автозавода, где за шесть лет сменилось пять гендиректоров. Впрочем, финансовые вложения оправдались: в пятницу ГАЗ в РТС стоил $952 млн.

Сегодня в “золотой сотне” Forbes Дерипаска занимает 6-е место с состоянием $9 млрд. Но эксперты больше доверяют оценкам “Базэла”. Вице-президент инвестбанка “Траст” Олег Ларин полагает, что все активы Дерипаски стоят минимум $13 млрд, а максимум – $16 млрд. Таким же “недооцененным” в прошлом году оказался и совладелец “Альфа-групп” Михаил Фридман. В начале года Forbes оценил его состояние в $5,8 млрд, и вместе с Дерипаской они поделили 4–5-е места в списке богатейших россиян. Но осенью Фридман неожиданно разоткровенничался и заявил, что вся “Альфа-групп” стоит $20 млрд, а ему принадлежит минимум 40% группы (т. е. примерно $8 млрд). В этом году Forbes оценил Фридмана уже в $10,4 млрд. Правда, позиция осталась по-прежнему 4-й – из-за “удорожания” конкурентов.

А вот Дерипаска, получается, мог занять почетное 2-е место. Ведь выше Forbes оценил только состояние Абрамовича – $18,3 млрд. А состояние следующего за ним президента “Лукойла” Вагита Алекперова – в $12,7 млрд.

Сейчас Дерипаска по-прежнему верит, что его империя, в том числе несырьевые активы, через пять лет может подорожать в разы. Именно тогда, по словам Молдажановой, во всех пяти бизнес-секторах “крупнейшие бизнесы будут примерно одинаковы”.

Но вот в этом эксперты сомневаются. Один “Русал” сейчас стоит около $10 млрд, а с учетом его прогнозов на 2006 г. – все $12 млрд, отмечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. “При этом в том же строительном бизнесе за пять лет даже при максимальной концентрации ресурсов физически невозможно построить бизнес с такой стоимостью, – рассуждает замдиректора компании “ДОН-Строй” Тимур Баткин. – Даже 3–4 лидирующие сегодня компании за пять лет могут подрасти максимум до $2–3 млрд каждая”. Сейчас строительный бизнес “Базэла” стоит максимум $1 млрд, если заложить в него прогнозы развития рынка, добавляет вице-президент Mirax Group по финансам Дмитрий Луценко. Через пять лет Дерипаска может увеличить его стоимость до $5 млрд, верит Луценко. Но банковскому сектору “Базэла” не добиться такого роста, если не применять тактику поглощений, замечает гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников. За пару лет банковский сектор и правда подорожал в четыре раза, но больше чуда ждать не стоит. А чтобы получить машиностроительный бизнес стоимостью $10 млрд, Дерипаска должен к сегодняшним активам докупить два “АвтоВАЗа”, четыре “Камаза” и пять “Иркутов”, в общем, скупить практически все машиностроение, включая судо-, тракторо- и станкостроение, резюмирует Геннадий Суханов из “Центринвест Груп”.