Полный расчет


Минфин завершил подготовку к обмену коммерческой задолженности бывшего СССР на $600 млн. В ближайшие дни кредиторы получат предложение конвертировать ее в еврооблигации с погашением в 2020 и 2030 гг., сообщил замминистра финансов Сергей Сторчак. Этот долг образовался в конце 1980-х гг. Тогда 30 советских внешнеэкономических объединений закупали товары и услуги на Западе под гарантии государства. После распада Союза поставщики потребовали уплаты долга от России, но только в 2001 г. правительство согласилось переоформить долг в евробонды. За основу была взята схема реструктуризации советского долга Лондонскому клубу: списание примерно 35% долга, переоформление оставшихся обязательств в еврооблигации с выплатой процентов в 2010 г. и основной суммы в 2030 г. Первоначально Минфин оценил коммерческую задолженность в $6 млрд. Тщательная выверка отсеяла львиную долю требований кредиторов, и в обмен, состоявшийся в декабре 2002 г., вошли обязательства номиналом в $1,1 млрд.

Предстоящий обмен Сторчак называет классическим: будет выпущен буклет, из которого кредиторы узнают об экономическом положении России, последних решениях властей в сфере управления госдолгом, о порядке подачи документов в Внешэкономбанк (он сверял задолженность) и о процедуре обмена (доверена Ситибанку). Предложение будет действовать как минимум месяц, говорит Сторчак. За бортом обмена остались обязательства еще на $50 млн, поскольку “не устранены сомнения в [их] легитимности”, отмечает Сторчак. По словам сотрудника Внешэкономбанка, сложность в том, что требования не раз меняли собственника и могли попасть в кредиторскую массу при урегулировании задолженности Лондонскому клубу. “Может быть, мы пойдем на третий транш обмена, но кредиторы должны ясно понимать, что дважды платить не будем”, – сказал Сторчак.

Ситибанк не впервые выступает в роли платежного агента Минфина, поэтому обмен пройдет гладко, уверена вице-президент банка Наталья Николаева. За услуги банк комиссию не возьмет. “Это превосходная новость”, – говорит управляющий директор компании Turan Сэлей Дайер. Его компания владеет требованиями с 1993 г., приобретя их на вторичном рынке. Дайер и фондовый управляющий Grantham, Mayo, van Otterloo & Co Джорж Эстес отказались назвать сумму требований к России. Решение российских властей предсказуемо, но компания ему рада, так как “очень долго ждала”, говорит Эстес.

Обмен подводит черту под коммерческой задолженностью, замечает бывший руководитель департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов. У такого рода задолженности нет срока исковой давности, но раз кредиторы за столько лет не объявились, то новых требований не может появиться много, говорит Черепанов. Чуть раньше была достигнута договоренность о досрочном погашении долга Парижскому клубу. К саммиту “восьмерки” президент Владимир Путин сможет сказать, что советский долг ушел в прошлое – Россия ничего не должна Западу, отмечает Алексей Моисеев из “Ренессанс Капитала”. Досрочное погашение двух видов задолженности может привести к повышению рейтинга страны, полагает Николай Подгузов из банка “Траст”.

Но сотрудник Standard & Poor’s полагает, что досрочная выплата долга не окажет серьезного влияния на финансовую надежность России. Уровень рейтинга больше зависит от финансовой политики, темпа реформирования экономики и усиления госкомпаний, отмечает он. Сторчак, однако, заявил, что Россия ожидает повышения странового рейтинга – основания надеяться на это дали ему переговоры с одним из агентств. “Суверенный рейтинг Fitch по России будет оставаться отражением баланса между устойчивой и улучшающейся финансовой позицией страны и рисками, связанными со структурными проблемами”, – отмечает старший директор суверенной аналитической группы Fitch Ratings Эдвард Паркер.