Повышенные штрафы


Крупнейшим штрафам за нарушение антимонопольного законодательства в Европе подверглись корпорация Microsoft ($626 млн в 2004 г.) и фармацевтическая корпорация Roche ($590 млн в 2001 г.). Действовавшее до сих пор антимонопольное законодательство предусматривало максимальный штраф в 10% от выручки компании за год, но так сурово ни одну компанию не наказывали. Тогда Microsoft пришлось заплатить 2% выручки, говорит на условиях анонимности чиновник Еврокомиссии.

Теперь за самые тяжелые нарушения Еврокомиссия по утвержденным на прошлой неделе правилам будет налагать штраф до 30% годовых продаж компании в секторе, где допущено антимонопольное нарушение. Эта сумма будет умножаться на количество лет, в течение которых компания занималась противозаконной деятельностью в этом секторе. А участникам картельных сговоров придется выплатить дополнительный штраф – 15–25% годовых продаж группы товаров или услуг, которые они продавали, нарушая конкуренцию.

Еще более жесткие меры новые правила предусматривают по отношению к злостным нарушителям. До сих пор при повторном нарушении правил конкуренции присуждался штраф наполовину выше предыдущего. А теперь Еврокомиссия сможет удваивать штрафы компаниям, нарушающим правила второй раз, а в отношении более упорных “рецидивистов” применять повышающие коэффициенты.

Злостными нарушителями Еврокомиссия теперь будет считать и компании, в отношении которых обвинительное заключение было вынесено национальными антимонопольными органами.

Три основных нововведения: специальный штраф за участие в сговоре, зависимость между размерами штрафа и длительностью нарушения, а также ужесточение наказания по отношению к злостным нарушителям – дают компаниям три четких сигнала, отмечает еврокомиссар по конкуренции Нили Кройс. “Не надо нарушать антимонопольное законодательство, а если нарушили – остановитесь как можно быстрее и никогда больше так не делайте”, – увещевает она. Если компании не обратят внимания на предостережение, это обойдется им очень дорого, предупреждает Кройс.

Новые правила будут применяться и в отношении уже ведущихся расследований, по которым Еврокомиссия еще не вынесла решений. В мае начались расследования против энергокомпаний RWE, E.On, Gaz de France, Eni, а в феврале – против занимающихся грузоперевозками авиакомпаний British Airways, Lufthansa, Air France – KLM и Cargolux.

“Установить более тесную связь между нарушением и штрафом – здравая мысль, – полагает Вольфганг Дезелерс, адвокат по антимонопольному праву в брюссельской фирме Linklaters. – Компании выиграют от того, что процесс начисления штрафа станет прозрачнее и понятнее, а прежде был элемент лотереи”. Впрочем, Юлиан Джошуа, партнер юридической конторы Howrey, уверен, что по новым правилам окончательные размеры штрафа будут определяться в ходе переговоров между компанией и чиновниками. Так, в обмен на сотрудничество со следствием или обещание не оспаривать вердикт чиновники будут снижать размеры штрафа, говорит он. (Использованы материалы FT, WSJ.)