“Пулково” исчезает


Процесс объединения “Пулково” и “России” завершится в октябре, заявил в пятницу в Петербурге гендиректор “России” Сергей Михальченко. По его словам, сейчас устав компании находится в процессе регистрации и по его завершении в начале октября обновленная ГТК “Россия” будет зарегистрирована в Петербурге. Одновременно “Пулково” передаст на баланс “России” свои самолеты и другое имущество и прекратит существование. При этом “Россия” часть своих самолетов, занятых в перевозке высших должностных лиц, передаст Управлению делами президента, а в коммерческой эксплуатации у нее останется 16 машин, рассказал Михальченко.

Первые рейсы под флагом объединенной авиакомпании отправятся 29 октября, говорит и. о. гендиректора “Пулково” Геннадий Болдырев. В конце года начнется перекраска пулковских самолетов в “российские” цвета, которая закончится к концу 2007 г., рассказал Болдырев.

Затраты авиакомпании на ребрендинг составят около $3 млн, считает заместитель гендиректора “Пулково” по финансам Андрей Хоробров. При этом, утверждает он, в результате слияния авиакомпания сможет экономить около $10 млн в год на управленческих и сервисных расходах, а также на закупках топлива. Консолидированная выручка объединенной авиакомпании составит около $660 млн, из которых около $600 млн придется на “Пулково”, а остальное – на “Россию”. Компания будет использовать две базы – в петербургском “Пулково” и в московском “Внуково”. При этом в 2006 г. объединенная авиакомпания перевезет около 3,1 млн пассажиров, говорит Хоробров.

Впервые Минтранс объявил о желании слить авиакомпании в феврале 2004 г. Уже в августе этого же года президент подписал соответствующее распоряжение, а в конце декабря правительство издало распоряжение “О мерах по совершенствованию обеспечения авиаперевозок высших госчиновников”, в котором говорилось, что “Россия” поглощает “Пулково”. Но процесс оказался более длительным, чем рассчитывали чиновники. В феврале 2005 г., после того как Росимущество своим распоряжением дало три месяца на отделение “Пулково” от аэропорта и еще три месяца на присоединение компании к “России”, тогдашний и. о. гендиректора петербургской авиакомпании Александр Головин направил в Минтранс письмо, в котором предупреждал, что слияние на несколько месяцев приостановит работу авиакомпании. Дело в том, что вместе с прекращением деятельности “Пулково” автоматически прекращали действие и все международные договоры компании, а чтобы перезаключить их, “России” понадобилось бы около года.

Михальченко утверждает, что “России” удалось обойти это препятствие: все международные договоры были в течение прошлого и этого годов предварительно перезаключены на новую авиакомпанию, а в действие они вступят после завершения всех бюрократических процедур как раз в октябре – на момент регистрации нового устава “России”.

В стране еще не было слияний такого масштаба, считает аналитик UFG Елена Сахнова. По ее словам, ГТК “Россия” сможет добиться экономического эффекта от слияния, если ее менеджмент будет высокоэффективным. “С учетом того, что “Россия” останется госкомпанией, рассчитывать на эффективность управления не приходится”, – отмечает Сахнова.