Ревнивая партия


В субботу в подмосковном пансионате “Лесные дали” президент обсуждал планы на будущее с 310 депутатами думской фракции ЕР. Встреча длилась три часа. “Единороссы” явились в полном составе. “Столько новых лиц! – удивлялась одна женщина-депутат. – Если бы все так же ходили в Думу на заседания, не пришлось бы кнопки за них нажимать”.

Президент поблагодарил ЕР за поддержку “значимых политических инициатив”, в частности изменений в избирательном законодательстве. Он отметил, что ЕР стала “гораздо более узнаваемой”, активизировала идеологическую работу и обрела политическое видение развития России. Но партии власти нужны сильный кадровый и интеллектуальный потенциал, умение использовать его для решения стратегических задач, сказал президент.

Победа на выборах-2007 ЕР не гарантирована, дал понять Путин. “Выиграет тот, кто умеет преобразовывать запросы общества в политические программы и практические действия на пользу людям”, кто вместо “щедрых обещаний” занимается “реальными делами”. Отношение избирателей к парламентскому большинству будет зависеть “не от количества мелких проектов, часто достаточно коррупционного характера, а от общего состояния в стране”, констатировал глава государства.

Гости отчитывались о достижениях. “Мы уверенно проводим в жизнь те законопроекты, которые необходимы, в связи с проведением курса, который сформулирован вами”, – уверял лидер ЕР Борис Грызлов. Это “самая массовая, влиятельная и ответственная политическая сила”, вторил ему Мартин Шаккум. Вопрос об идеологии у нас решен, избиратели знают, что мы строим суверенное государство, сказал вице-спикер Вячеслав Володин.

“Единороссы” обеспокоены: Володин признался, что, если бы выборы-2003 прошли по пропорциональной системе, у ЕР было бы только 236 мандатов. А думский вице-спикер Олег Морозов прямо попросил президента не стимулировать развитие оппозиции, “как она того просит”, и посетовал на “потенциальную конституционную возможность” появления в Думе оппозиционного большинства. Шаккум прямо предложил Путину возглавить ЕР в 2008 г. Судя по выступлению “единоросса”, он всерьез воспринял недавнее заявление Путина о том, что после ухода из Кремля он может встать во главе оппозиционной партии. Присутствующие замерли и в ожидании посмотрели на президента: тот молча улыбался. “Предложение Шаккума не обсуждалось на фракции, он сделал его от души”, – признался “Ведомостям” высокопоставленный “единоросс”. Путин не стал обнадеживать своих гостей: он считает, что оппозиции нужна трибуна, к тому же ему бы “очень хотелось, чтобы страна развивалась без жертв”. Не утешил президент “медведей” и после ухода прессы: вопросы партстроительства в закрытом режиме не обсуждались, говорит замруководителя фракции Валерий Рязанский.

“Единороссы” боятся, не знают, куда им приткнуться, когда Путин уйдет, считает Юрий Коргунюк из фонда “Индем”. ЕР для Кремля не опора, но сменить партию власти на другую будет довольно сложно, это можно сделать только сразу после выборов, констатирует политолог.