Суд велел договариваться


Имущество регионов, которое федеральные органы власти используют для реализации своих полномочий, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность. К такому выводу пришел Конституционный суд, огласивший в пятницу решение по делу о проверке положений 122-го закона. Закон разграничил между центром и регионами не только полномочия, но и собственность: за каждым уровнем власти должно остаться только имущество, необходимое для исполнения полномочий.

Разбирательство в КС инициировало правительство Москвы в декабре 2004 г. – через полгода после вступления в силу 122-го закона, лишившего город субвенций за исполнение столичных функций. Столица попыталась компенсировать потери переходом на рыночные ставки арендной платы за помещения, ранее занимаемые федеральными учреждениями на льготных условиях. Федеральные власти ответили требованием передать эти помещения безвозмездно в федеральную собственность, ссылаясь при этом на 122-й закон.

Столичное правительство пыталось доказать, что изъятие собственности без согласия владельца, решения суда и справедливого возмещения противоречит Конституции. Суд с ним не согласился, указав, что “природа публично-правовых отношений между разными уровнями власти исключает выплату возмещения”. Но при этом суд напомнил, что позднее был принят 199-й закон, который не позволяет принимать решение о передаче госсобственности с одного уровня на другой в одностороннем порядке, и потребовал от спорящих сторон “согласованных действий”.

ВКС вынес решение в пользу Москвы и других регионов, уверен спикер Мосгордумы Владимир Платонов, ведь “согласие может быть достигнуто только в результате договоренности”, подчеркивает он. У столицы осталось поле для решения вопросов о собственности, и “только из-за этого стоило судиться”, радуется замдекана юридического факультета МГУ Андрей Шерстобитов, представлявший в суде правительство города. “КС ухитрился в очередной раз принять решение, которое ничего не решает”, – возражает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Он отмечает, что механизм и критерии разрешения конфликтов по-прежнему не ясны и оставляют простор для “неформального давления”. И если Москва еще может торговаться, то большинство регионов “согласятся на что угодно под угрозой сокращения трансфертов”.