Три месяца без вина


“Нам надо собрать из магазинов по всей стране более 1 млн бутылок коньяка, потом переклеить марки и вернуть в розницу – все это колоссальные убытки”, – жалуется Константин Попов, президент РВВК (импортирует армянские коньяки Great Valley). Он оценивает затраты на перемаркировку в 15 руб. с бутылки. “Мы находимся на военном положении”, – соглашается Алексей Ненашев, представитель компании МБГ, поставщика элитных вин.

Военное положение наступило вместе с новым законом об обороте алкоголя, который, в частности, ввел новые марки и запретил продажу алкоголя со старыми с 1 июля. Поскольку новые марки импортеры получили с большим опозданием, а электронную систему их учета (ЕГАИС) многие не получили до сих пор (неделю назад она работала у 70 из 126 импортеров), торговля привозным алкоголем фактически оказалась под запретом.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2006 г. было ввезено около 2 млн бутылок с новыми акцизными марками, что составляет лишь сотую часть потребности рынка. Пытаясь спасти ситуацию, правительство разрешило торговцам вернуть бутылки со старыми марками на оптовые склады, переучесть их там и заменить старые марки на новые. В пятницу вышло постановление правительства, которым утвержден порядок такой перемаркировки и ее предельный срок – до 29 декабря 2006 г.

Розница отправляет товар на склады и подсчитывает убытки, которые возникают в результате затрат на перемаркировку и падения выручки. “Импортный алкоголь обеспечивает сетям в среднем до 5% выручки”, – утверждает первый замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий. У “Азбуки вкуса” в субботу вместо традиционного ассортимента в 2000 наименований алкоголя осталось лишь 120, сокрушается директор сети по маркетингу Галина Ящук. “Мы прогнозировали потери в $10 млн, но каковы они будут на самом деле, не знает никто”, – говорит она. Директор по маркетингу сети “Магнит” Хачатур Помбухчан оценивает падение выручки примерно в $30 млн, а чистый убыток – в несколько миллионов долларов. Главный исполнительный директор сети “Пятерочка” Лев Хасис допускает, что максимальные потери ритейлеров могут составить до 3–5% выручки в ближайшие два-три месяца. Совокупные продажи сетей “Пятерочка” и “Перекресток” в I квартале 2006 г. составили $762 млн. 3–5% от этой суммы – $23–38 млн.

Гендиректор Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков считает, что от дефицита импорта пострадает в большей степени мелкая розница, где доля выручки от алкоголя еще больше. “Чтобы не испортить отношения с крупными сетями, поставщики в первую очередь будут обеспечивать продукцией именно их”, – считает Зуйков. Михаил Зельман, совладелец холдинга “Арпиком” (сети ресторанов Goodman и “Колбасофф”), обещает сделать все, чтобы вино и крепкий алкоголь не исчезли из его ресторанов: “Мы постараемся самыми первыми “вырывать” алкоголь у импортеров”.

Ассортимент магазинов и ресторанов восстановится в полном объеме в лучшем случае в октябре, считает исполнительный директор комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России (в нее входят Baccardi, Diageo, Hennessy, Maxxium, Pernod Ricard) Александр Романов. “Поставки алкоголя с новыми марками начались в конце мая, а импорт идет в среднем три-четыре месяца”, – говорит он, отмечая, что маркировка продвигается медленно из-за ограниченных возможностей ЕГАИС. Зельман тоже говорит, что проблемы с алкоголем продолжатся до октября.

Хачатур Помбухчан из “Магнита” полагает, что потребители недорогих импортных вин, скорее всего, отдадут предпочтение водке. “Сам вчера поехал на шашлыки, но достойного вина нигде найти не смог – пришлось взять водку”, – жалуется Помбухчан. “Покупатели будут переключаться на менее изысканные спиртные напитки”, – соглашается представитель “Седьмого континента” Алексей Чураков. Впрочем, владелец ТПГ “Кристалл” (водка “Гжелка”) Сергей Зивенко говорит, что всплеска спроса водочные производители пока не замечают.