ВЕКТОР


Впереди паровоза

Продажа акций Росбанка французской группе Societe Generale отодвинула на неопределенную перспективу IPO этого банка. А ведь он был буквально в шаге от начала публичного размещения своих акций, и ему прочили судьбу первопроходца среди российских кредитных организаций. Теперь лавры первопроходца скорее всего достанутся Внешторгбанку. Госбанк не просто объявил о своих планах, но уже выбрал основных консультантов, оценил возможный объем размещения и даже анонсировал продажу части акций населению, как “Роснефть”. Но прежде ему предстоит перейти на единую акцию с приобретенным Промышленно-строительным банком, а также добиться от президента исключения из списка стратегических предприятий, в которых доля государства не может размываться. Все это требует времени, однако участники рынка уже в нетерпении и прицениваются к будущей “голубой фишке”, хотя ее акции пока нигде не торгуются. Несколько месяцев назад аналитики Альфа-банка озвучили оценку Внешторгбанка в $15–16 млрд, а на этой неделе специальный отчет выпустила инвесткомпания “Брокеркредитсервис”. Ее аналитики не только дали свою оценку справедливой стоимости Внешторгбанка почти в $15 млрд, но и рассчитали справедливую стоимость каждой его акции, чтобы следить за ней в будущем. Вероятно, вскоре последуют и другие оценки. Так что в умах участников рынка акции ВТБ начнут котироваться гораздо раньше, чем сделки с ними будут совершаться на торговых площадках.

Знакомства за деньги

Крупный российский интернет-холдинг Rambler Media договорился о покупке у холдинга eHouse популярного сайта знакомств и онлайнового общения Damochka.ru, а также баннерообменной сети BannerBank. Это вторая покупка крупной русскоязычной службы онлайновых знакомств – в октябре прошлого года инвестиционная компания “Финам” выложила за крупнейшую русскоязычную службу знакомств “Мамба Сервис” аж $20 млн, сумма нынешней сделки не разглашается. В силу специфики “своднического” бизнеса на рынке могут преуспеть только крупнейшие игроки – стоит набрать критическую базу анкет или стать лидером рынка, как начинает действовать эффект “снежного кома” – пользователи, заинтересованные в максимально широком выборе, скорее зарегистрируются на сайте лидера рынка, чем на районной доске объявлений, тем самым наращивая его базу. Безусловный лидер – “Мамба” с базой в 6,8 млн пользователей и 2,8 млн доступных для поиска анкет. Damochka.ru – второй игрок на рынке, он декларирует более 1,7 млн зарегистрированных пользователей, из которых около 700 000 активные. Участники интернет-рынка отмечают, что проекты, связанные с общением между пользователями, очень активно развиваются и начинают приносить прибыль. Исследования показывают, что в США службы знакомств гораздо популярнее, чем в Европе. И дело здесь не столько в чопорности европейцев, сколько в эффекте масштаба – 457 млн жителей стран Евросоюза говорят на разных языках, тогда как 298 млн американцев могут свободно общаться на сайте, невзирая на расстояния. В этом смысле 300 млн русскоязычного населения стран СНГ представляют неплохую базу для роста служб знакомств и других онлайновых сообществ.