До лучших времен


В июне, по данным инвестбанка “Траст”, российские компании продали облигаций на 34 млрд руб. Это четвертый результат в истории внутреннего долгового рынка. В декабре 2004 г. компаниям удалось привлечь на 500 млн руб. больше (34,5 млрд руб.), в этом году лучше результат был только в феврале (46 млрд руб.), а рекорд – 70 млрд руб. – был установлен в декабре прошлого года.

Однако участники рынка не спешат радоваться. В конце июня плохая конъюнктура вынудила многих отказаться от уже анонсированного размещения долговых бумаг. С 21 июня состоялось размещений примерно на 10 млрд руб., а общая сумма отложенных выпусков составила около 13 млрд руб., подсчитал начальник отдела организации облигационных займов Райффайзенбанка Олег Гордиенко. Финансбанк, “Юнимилк”, “Диксис-Трейдинг”, “Волгателеком” и Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) уже объявили о переносе назначенных выпусков на осень, а то и вовсе на неопределенный срок. “ВИМ-авиа” объявила о размещении, но дату не назначила. Компания следит за ситуацией на рынке, чтобы выпустить облигации в наиболее благоприятный момент, объясняет директор по коммуникациям “ВИМ-авиа” Сергей Пинчук.

Все дело в возросших ставках. По оценке старшего аналитика по долговым инструментам “Уралсиба” Анастасии Залевской, с мая доходность облигаций второго эшелона выросла на 0,6%, а в третьем эшелоне – на 0,7%.

Обычно перед размещением компания ведет переговоры с потенциальными инвесторами и, если чувствует, что особого интереса нет, предпочитает перенести выпуск, говорит аналитик инвестбанка “Траст” Алексей Демкин. Первый тревожный звонок для эмитентов прозвенел в мае, когда началась коррекция на мировых фондовых рынках. Некоторые эмитенты думали, что инвесторы, которых испугало падение акций, кинутся покупать облигации, но с начала июня вниз пошли и их котировки, говорит Залевская. Если деньги ушли с рынка акций, это не значит, что они перетекут на рынок облигаций, потому что у этих бумаг разные покупатели: если акции покупают в основном фонды, то основная группа инвесторов в облигации – банки, поясняет Гордиенко.

Первые же неудачи испортили настроение остальным эмитентам. Спрос на облигации “Мечела”, 21 июня разместившего облигации, предварительно выкупив предыдущие выпуски, оказался ниже, чем ожидали аналитики. “Мы считали, что будет существенная переподписка, а аукцион прошел довольно вяло”, – вспоминает Залевская. Облигации “Натур-Продукт Инвест” и “Агрокома” из-за отсутствия интереса инвесторов в основном пришлось выкупать организаторам выпусков. “Вопрос переноса размещения рассматривался, но мы приняли решение разместить заем, – говорит представитель “Агрокома”. – Компания рассчитывала на более эффективное размещение, но мы адекватно оцениваем ситуацию на рынке”.

Если ситуация на рынке не улучшится, у некоторых эмитентов могут возникнуть проблемы, уверен Гордиенко: им придется, например, менять инвестиционные программы или все же размещать бумаги с высокой доходностью. Пока отказ от заемных средств не создал компаниям особых проблем. “Банки – организаторы выпусков часто предоставляют клиентам услугу bridge loan, т. е. возможность занять нужные средства у банка на 2–3 месяца, пока готовится выпуск. В случае его переноса этот кредит можно просто продлить еще на столько же”, – говорит Демкин, добавляя, что ставка по повторному кредиту будет выше. Опрошенные “Ведомостями” компании отрицают проблемы со средствами. “Для нас важно не просто разместиться, а хорошо зарекомендовать себя в финансовых кругах”, – говорит представитель “Юнимилк” Елена Свешникова. “У нас достаточно ликвидности, за нами ведь стоит Fiba Group”, – заявили в пресс-службе Финансбанка. Его представитель сообщил, что заемные средства планировалось пустить на развитие розницы, однако перенос выпуска его не остановит: “Мы каждый месяц открываем 3–4 новых отделения”.

Представители большинства компаний, отложивших займы, надеются на улучшение настроения инвесторов осенью, но конкретные сроки размещения не называют.