Дорогие проекты


Проект освоения минерально-сырьевых богатств юго-востока Читинской области тянет на 141,4 млрд руб. “Норильский никель” построит там горно-обогатительные комбинаты, а из инвестфонда компания запросила 44,5 млрд руб. на строительство железной дороги Нарын – Лугокан (375 км) до этих месторождений. Госсредства, по словам Андросова, должны были составить 75% затрат на строительство дороги из необходимых 59,4 млрд руб. Но комиссия нашла возможность увеличить долю затрат “Норникеля” до 31%, а затраты государства – снизить на 3,6 млрд до 40,9 млрд руб.

Прием заявок на финансирование из инвестфонда закончился в мае. Вскоре межведомственная комиссия отобрала 12 проектов из 46, которые подошли по формальным требованиям. Первые четыре из них инвестиционная комиссия одобрила на Петербургском экономическом форуме. Это рекомендательное решение – в июле проекты попадут на правительственную комиссию. На форуме чиновники высказались за строительство платной магистрали “Западный скоростной диаметр” в Петербурге, проект развития Нижнего Приангарья, строительство участка скоростной автодороги Москва – Петербург и комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Этим проектам требуется суммарная господдержка в 104,3 млрд руб.

На вчерашнее заседание инвесткомиссии попали еще три проекта. Московский был одобрен без изменений. Новый выход трассы М-1 (Москва – Минск) на Московскую кольцевую автодорогу в обход подмосковного Одинцова будет стоить 17,6 млрд руб., из инвестфонда потребуется 10 млрд руб. По словам Кирилла Андросова, заместителя министра экономразвития, это будет первый реализованный в рамках концессионного соглашения проект. Концессионера выберут на конкурсе, по результатам которого доля затрат, которую возьмет на себя компания, может быть увеличена, а государства – снижена, надеется Андросов.

Увеличение расходов не сделает проект менее привлекательным для “Норникеля”, говорит директор департамента Минэкономразвития Светлана Ганеева. Сотрудник “Норникеля” на условиях анонимности обещает увеличение рабочих мест в области на 71 000, а к 2013 г. – рост ежегодных платежей в бюджеты от развития новых бизнесов на 20,8 млрд руб. Компания планирует освоить пять месторождений – Быстринское, Лугоканское, Кулдуминское, Солонещенское, Бугдаинское. Запасы меди по ним близкий к компании источник оценивает в 6,5 млн т, золота – в 1,1 млн т, серебра – в 9,4 млн т, а молибдена – в 0,4 млн т. Аналитик “Атона” Владимир Катунин предполагает, что только от разработки меди “Норникель” получит операционную прибыль в $1,25 млрд в год. По мировым меркам это очень большие запасы, отмечает Катунин, считающий проект выгодным для компании.

Более жестко экзаменаторы обошлись с проектом строительства Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге, который позволит пересекать реку после разведения мостов и увеличит судоходный период. Этот проект правительство Санкт-Петербурга оценило в 26,4 млрд руб. За счет инвестфонда предполагалось выделить 8,8 млрд руб. (остальное – на деньги мэрии Санкт-Петербурга и концессионера). По словам Андросова, комиссия предложила мэрии уточнить технические параметры проекта и прогнозы трафика. Инвестор сможет выделить больший объем средств на постройку тоннеля, предположил Андросов, а питерской мэрии предложено “принять решение о возможном снижении сметной стоимости проекта”. Уточненный проект будет рассмотрен на инвесткомиссии.

На правительственную комиссию, таким образом, чиновники отправили шесть проектов из рассмотренных до сих пор семи.

Один километр одобренного инвесткомиссией в Санкт-Петербурге проекта строительства “Западного скоростного диаметра” обойдется в $43 млн. В Испании 1 км скоростных трасс стоит порядка 4 млн евро, а в Хорватии – 5,2 млн евро.

Петербургская администрация готовится уточнить параметры максимально быстро, заявил председатель комитета мэрии Максим Соколов. Сделать это будет нетрудно. По словам вице-президента “Системы-галс” (“дочка” АФК “Система”, которая разрабатывает ТЭО и проект тоннеля) Владимира Клинова, компания предложила смету на 23 млрд руб., а в конце апреля правительство города настояло на ее увеличении до 26 млрд руб. из-за сложностей со строительством подходов к тоннелю. Директор ассоциации “Дормост” Кирилл Иванов считает стоимость строительства тоннеля завышенной. За эти деньги, говорит он, можно построить пять мостов, которые полностью решат транспортные проблемы центра Петербурга.