Фарс вместо выборов


Продолжая корректировать избирательное право, ЕР переписывает закон под себя, заявляет председатель ЦИК. Это исключит политическую конкуренцию и превратит выборы в “фарс”, цитирует Александра Вешнякова “Интерфакс”. Он напомнил, что работа над изменением выборного законодательства завершилась меньше года назад и она проводилась на основе системного анализа практики избирательных кампаний 2003–2004 гг. Анализ провели в Центризбиркоме, там же готовили пакет поправок в избирательное законодательство, внесенный в Госдуму президентом и принятый летом 2005 г.

Основным новшеством стала ликвидация института самовыдвижения и переход к пропорциональной системе выборов депутатов Госдумы. Попутно был поднят проходной барьер для партий на выборах в ГД (с 5% до 7%). Ликвидированы блоки. Введен единый выборный день. Ужесточена процедура сбора подписей – снизился с 25 до 5 допустимый процент брака. Для партий ввели специальную квоту на выдвижение беспартийных (до 50%). Избравшимся по партийным спискам депутатам запретили переходить из одной фракции в другую под угрозой лишения мандата. Общественные организации лишились права выставлять наблюдателей на избирательных участках. Итоговый вариант поправок оказался заметно жестче внесенного президентом: “Единая Россия” ввела запрет на блоки, настояла на праве регионов по желанию исключить графу “против всех” из избирательных бюллетеней. И добилась возможности создать двухпартийную Думу.

Но этой весной депутаты вернулись к правке избирательного законодательства. 17 мая Дума приняла в первом чтении законопроект депутатов ЕР и ЛДПР, вводящий запрет на выход депутата из партии, от которой он баллотировался. Тот же проект вводит запрет включать в партсписки членов других партий – т. е. вслед за запретом на официальные блоки исключает возможность создания и неформальных союзов.

26 мая заксобрание Тверской области инициировало полный запрет графы “против всех”, 30 июня Дума проголосовала за ее отмену в окончательном, третьем чтении, взамен избирателю дали право голосовать во втором туре за единственного кандидата (или против него). В тот же день профильный комитет по госстроительству одобрил поправки, предлагающие восстановить досрочное голосование (было упразднено в 2002 г.) и позволяющие отказать кандидату в регистрации за экстремистскую риторику. Под это определение попала и критика действующей власти. Появились новые поводы для отказа в регистрации: из-за неправильно оформленных документов или неполных сведений о кандидате.

Эта инициатива вызывает особенно резкий протест у Центризбиркома. Член ЦИК Елена Дубровина готова смириться даже с запретом кандидата “против всех”. Было понятно, что именно к такому результату приведет решение Конституционного суда, потребовавшего создания специальных фондов для агитации за графу “против всех”, объясняет она. Но досрочное голосование “порочило выборы”, напоминает Дубровина: это приводило к тому, что людей, по сути, принуждали голосовать. Существующий набор оснований для отказа в регистрации Дубровина называет “оптимальным”: он не дает оснований для лишних придирок. Сокращение этого набора было очевидным прогрессом реформы 2005 г. Если пройдут новые поправки, “начнется повальная расправа с неугодными кандидатами”, предупреждает Дубровина.

Зампред комитета по госстроительству “единоросс” Валерий Гребенников объясняет критику Вешнякова ревностью к тому, что ЦИК утрачивает инициативу в этой области. “ЦИК никто не назначал ньюсмейкером по избирательному законодательству. В последние годы это было именно так, но теперь наша партия взялась за реформу, – говорит депутат. – Да, мы ужесточаем требования, в этом заинтересована любая правящая партия – это борьба за власть”. Реформа выборного законодательства поддерживается президентом, напоминает Гребенников: в субботу на встрече с депутатами ЕР президент отметил успехи фракции на этом поприще.

Но сперва “единороссам” придется укрепить в вере самих себя, полагает глава Независимого института выборов Александр Иванченко. “Последние штрихи реформы избирательного законодательства – это уже не конструктивные изменения, а истерика “Единой России”, – убежден он. Партия вышла за рамки приличия, которые должна соблюдать уважающая себя политструктура, когда речь идет о конкурентности выборов, отмечает эксперт.